«Сибантрацит» вообразил себе тоннель
Компания поторопилась объявить о мегастройке на БАМе
«Сибантрацит» поспешил заявить о начале строительства второго Северомуйского тоннеля на БАМе: в ОАО РЖД отмечают, что пока стороны далеки от финальных договоренностей. С учетом того что инфраструктура общего пользования должна находиться в собственности РФ, сторонам еще предстоит договориться об условиях участия частного инвестора. Пока же ни возможность приоритетного доступа инвестора к участку инфраструктуры общего пользования, куда он вложил средства, ни другие варианты возврата таких частных инвестиций законом не предусмотрены.
ОАО РЖД пока обсуждает с «Сибантрацитом» вопросы строительства второго Северомуйского тоннеля на БАМе, но финальных решений нет. «У нас с группой "Сибантрацит" существует рабочая группа, как они и просили,— пояснил начальник департамента инвестиций ОАО РЖД Юрий Бакеркин.— Было первое заседание, мы обсудили большой перечень всех возможных вопросов. При этом не меньше вопросов еще осталось, чтобы понимать, как наше желание, чтобы была построена инфраструктура, и их желание поучаствовать в ее развитии соединить в единый проект». По словам господина Бакеркина, ОАО РЖД предполагает завершить основные проектные решения по тоннелю до конца года.
«Сибантрацит» же высказался по проекту более определенно: 21 апреля он объявил, что вместе с УК «ВостокУголь» приступил к работам по подготовке строительства.
«ВостокУголь» будет самостоятельно разрабатывать проект, предпроектные работы уже ведутся. Компания намерена начать возведение тоннеля в течение года и построить его за пять лет. В «Сибантраците» не пояснили “Ъ”, за счет каких решений достигается сокращение сроков строительства, равно как и не раскрыли сроки и способы возврата инвестиций.
Северомуйский тоннель-2 протяженностью 18 км должен увеличить пропускную способность на этом узком участке БАМа с 16 млн до 100 млн тонн в год.
О необходимости расширения речь зашла на заседании президентской комиссии по ТЭК 27 августа 2018 года. Тогда глава ОАО РЖД Олег Белозеров говорил, что даже при современных технологиях стройка займет около десяти лет.
Институт экономики и развития транспорта оценил эту работу в 261 млрд руб. (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года).
«Сибантрацит» с прошлого года предлагает профинансировать стройку в обмен на приоритетный пропуск по тоннелю. В апреле ОАО РЖД активизировало работу над законодательством, разрешающим take-or-pay и приоритетный доступ к инфраструктуре (сейчас его не предоставляют, поскольку в законе закреплен принцип ее равнодоступности), свой вариант инвесттарифов разработало Минэкономики (см. “Ъ” от 19 апреля).
Юрий Бакеркин уточнил, что раз существующий тоннель относится к инфраструктуре общего пользования, таким же должен быть и строящийся рядом второй. Он напомнил, что такая инфраструктура строится в собственность РФ и потом передается на баланс ОАО РЖД или, в рамках концессии, Росжелдора.
Потенциал существующего тоннеля отнюдь не исчерпан, подчеркивает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, мероприятия стоимостью 8–10 млрд руб., направленные на улучшение вентиляции и снятие необходимости постоянного закрытия ворот, увеличат его пропускную способность на 30–40%. По его мнению, «Сибантрацит» сейчас стремится упаковать тоннель в единый пакет с другими своими инвестпроектами, чтобы получить возможность привлечь кредиты на более выгодных условиях.