Думе обозначили способы обновления
Эксперты видят четыре сценария для кампании 2021 года
Фонд «Петербургская политика» назвал четыре основных сценария выборов в Госдуму 2021 года. Среди них — переход на избрание Госдумы только по одномандатным округам и обновление руководства КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Всегда есть риск, что «смена лидеров может пойти совсем не по тем сценариям, которые напишут кремлевские стратеги», говорит эксперт.
Всего в докладе предлагается четыре сценария думских выборов сентября 2021 года. Первый предполагает, что власть сделает ставку на сохранение действующей четырехпартийной системы. Такой сценарий уже был реализован в 2016 году, он не создает лишние риски, которые сопровождают любые реформы, и «позволяет сохранить неформальное пакетное соглашение с нынешними парламентскими партиями», отмечают авторы доклада. С другой стороны, оставив «все как есть», нельзя будет «полноценно удовлетворить запрос на шоу на фоне актуального опыта выборов в постсоветских странах», усложнится и «выпуск социального пара». Кроме того, ситуация будет сильно зависеть от «физической формы лидеров парламентских партий». К выборам 2021 года лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому исполнится 75 лет, а коммунисту Геннадию Зюганову — 77. Ранее фонд подготовил доклад о потенциальных преемниках лидера КПРФ (см. “Ъ” от 3 апреля), который в самой партии восприняли скептически.
Между тем второй сценарий будет заключаться именно в «замене фронтменов» парламентских оппозиционных партий либо, как считают эксперты, в продвижении новых партий взамен старых. В 2011 году у вошедшего в политику предпринимателя Михаила Прохорова перехватили руководство партией «Правое дело», бизнесмен обвинил в этом тогдашнего кремлевского куратора внутренней политики Владислава Суркова, а партия в думских выборах не участвовала. На президентских выборах 2012 года сам господин Прохоров занял третье место. Грамотные партийные изменения перед 2021 годом потребуют «серьезного администрирования с сопутствующими рисками», полагают эксперты фонда «Петербургская политика». Третий вариант предполагает выдвижение нескольких лояльных к власти партийных списков. Это «размоет "полюс зла" в глазах критически настроенных избирателей», но с высокой вероятностью произойдет «радикализация риторики в рамках межпартийной критики», говорится в докладе. Подобные примеры были в истории российских выборов: например, в 1995 году, когда «Наш дом — Россия» избирался одновременно с «Блоком Ивана Рыбкина», или в 2011 году, когда по спискам «Единой России» избирались кандидаты по квоте ОНФ.
Наконец, четвертый сценарий предусматривает переход на избрание Госдумы полностью по одномандатным округам (сейчас половина избирается по партспискам): так избирались Верховные советы СССР и РСФСР. Это «дезориентирует негативно настроенных избирателей» и позволит «эксплуатировать усталость беспартийного большинства» от малопродуктивной деятельности партий. Такой сценарий приведет к росту конкуренции за формирование лоббистских фракций в Госдуме, депутаты могут оказаться недостаточно подконтрольны. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что чаще обсуждается «рестайлинг оппозиции». Но «логичнее и проще» ничего не менять и не брать на себя риски за изменения или же «все упростить и использовать эффект сравнительно низкого запроса на партии у избирателей» (четвертый), говорит господин Виноградов.
Политолог Аббас Галлямов считает, что «переход на полностью мажоритарную систему облегчит задачу формирования в Думе лояльного большинства», но «по мере ослабления режима степень управляемости процессами в одномандатной Думе упадет», ведь с каждым придется договариваться по отдельности. «Вряд ли такой "хаос" понравится Путину, который всю свою карьеру построил на теме "наведения порядка"»,— полагает эксперт. Смена партийных лидеров, по мнению Аббаса Галлямова, тоже «не самая легкая задача»: «Контроль администрации президента над ситуацией в оппозиционных партиях заметно ослабел, и смена лидеров может пойти совсем не по тем сценариям, которые напишут кремлевские стратеги». Эксперт пояснил, что, «пытаясь приструнить парламентскую оппозицию», Кремль «разругался со многими ее представителями», имея в виду избранных в 2018 году губернаторов КПРФ и ЛДПР. Оптимальный для администрации президента сценарий — «вновь разрешить формирование предвыборных блоков», полагает Аббас Галлямов: «Тогда можно будет начать за полгода до выборов какую-нибудь реформу, вроде перехода к парламентской республике, и сформировать широкий предвыборный блок в ее поддержку. Это позволит уйти от надоевшего бренда "Единая Россия" и оседлать запрос на обновление».
История одного опоздания
Как выборы 26 марта 1989 года превратились из горбачевской реформы в антигорбачевскую революцию