Детские мечты
Натела Поцхверия о выставке Hermes «Step Into The Frame»
На одну ночь сортировочный цех на задворках Лондона превратился в иммерсивный театр мужской моды, который построила команда французского дома Hermes. Выставку-инсталляцию организаторы назвали «Step Into The Frame». Это игра слов: английское выражение «step out of the frame» — выйти из рамы, достать из рамки — с заменой предлога out на into приобрело новый смысл: гостей пригласили войти внутрь картины бренда, открыть для себя внутренний мир марки. Во главе парада (впрочем, как и последние 30 лет) — Вероник Нишаньян, бессменный креативный директор мужской вселенной Hermes.
Никакого скрытого смысла в том, что выбор пал на сортировочный цех, искать не нужно. Площадка просто подошла для мероприятия: большая, просторная, вместительная. А почему Лондон? «Я люблю Лондон. Обожаю его мультикультурность, чувство юмора. Мне нравится, как тут одеваются. Почему бы и не Лондон?» — пожимает плечами Вероник, с которой мы встретились в необычном отеле в здании бывшей пожарной станции за день до мероприятия.
Как изменилась мужская мода, спрашиваю я у Вероник. «Когда я начинала, мужчины были застегнуты на все пуговицы во всех смыслах слова, сегодня они свободны в выборе. Я даже не считаю, что занималась тогда модой. Я просто придумывала дизайн одежды. Мужчины выбирали привычные им предметы гардероба из наших коллекций. Я как будто живу в двух параллельных временных континуумах. Один тянется очень медленно, и 30 лет я делаю одно и то же с тем же вниманием к деталям, а другой — несется стремительно вперед, все время заставляя изобретать что-то новое. Я бы не сказала, что основы мужского гардероба заметно изменились. Белая рубашка, идеально скроенный фланелевый пиджак, брюки, туфли, джинсы, кроссовки — все это никуда не делось. А вот ткани стали легче, комфортнее, технологичнее. Теперь они немнущиеся, быстросохнущие, невесомые».
Что Вероник думает о хайпе и моде на уличную одежду? Она не против кроссовок и уличной моды. Все зависит от того, что вы хотите сказать своим внешним видом. «Мужчины ведь теперь могут одеваться как женщины. Я не имею в виду платья, хотя и платья тоже, конечно. Скорее, у мужчин появилось больше средств самовыражения: аксессуары, декоративные элементы, принты и так далее. Раньше, чтобы тебя воспринимали всерьез, нужно было носить пиджаки и брюки. А сейчас — да делай что хочешь. Впрочем, некоторые "коды" сохранились: туфли, большие часы, большие машины. Но больше ведь не значит дороже или элегантнее. Вот потому я и люблю англичан. Они умеют выглядеть элегантно без всех атрибутов роскоши»,— улыбается Вероник.
Вечер в Лондоне начался с небольшой заминки. Первым в программе был показ весенне-летней коллекции, но музыка, подготовленная для шоу, вовремя не заиграла. Модели оказались на подиуме в абсолютной тишине. «Не удивлюсь, если это не накладка, а сценарный ход»,— прошептал мой коллега, главред известного мужского глянца. Я подумала о том же. Hermes — это люкс с человеческим лицом. «У команды и клиентов Hermes хорошее чувство юмора. Не люблю, когда мужчины воспринимают себя слишком серьезно. Немного самоиронии — это всегда стильно. Это помогает мне найти нужный угол зрения, и я обожаю дизайнеров, которые делают одежду с юмором»,— как будто подтверждает мои мысли Вероник. Такая заминка вполне могла быть задумана, чтобы в очередной раз напомнить — мы умеем смеяться над собой. Но как только музыка заиграла и по подиуму пошли модели и английские знаменитости, о технической оплошности все моментально забыли.
После показа через темный коридор гости попадали в сам цех, который, конечно, мало напоминал техническое помещение, а превратился одновременно в обсерваторию, журнальный киоск, галерею, бар, танцевальную площадку и даже пруд для рыбалки. Место нашлось и для ресторана The Tasty Edition, интерьер которого был как будто нарисован тушью. И для журнального киоска. Стилисты подбирали для гостей платки, завязывали их особым образом, а потом приглашали сделать фото для обложки журнала. На другом стенде сидели художники и рисовали шаржи. В огромных телескопах можно было наблюдать звездное небо и необычные созвездия, которые превращались в силуэт галстука. Я сразу вспомнила, как несколько лет назад вместе с командой Hermes побывала в крепости Мон-Сен-Мишель.
Каждый год компания объявляет тему года, в этом году «Мечты», в тот раз — «Метаморфозы», и замок, ландшафт вокруг которого меняется буквально каждый день, стал самой правильной точкой для «Метаморфоз». Закат, замок, отлив, открывшееся гладкое песчаное дно вокруг острова — мне казалось, что мое сердце буквально выскочит из груди от красоты. Hermes как будто взяли на ручки моего внутреннего ребенка и начали нежно качать его в объятиях. То же самое чувство я испытала на выставке «Step Into The Frame». Детский восторг и желание скорее, быстрее порыбачить в пруду, попозировать для шаржа, сняться на обложку журнала в платочке. Организаторы тут же высылали фотографии на почту, вежливо напоминая про хештег мероприятия.
«Самое главное изменение за 30 лет — появление онлайн-медиа. За полчаса моя работа облетает весь мир, и ее начинают активно копировать, обсуждать. Но ведь я делаю живые вещи, которые надо трогать, ощущать, чувствовать. Они вызывают эмоции. Их можно как следует почувствовать, только если наденешь. Мы дарим эмоциональный взрыв и гордимся этим. Как можно почувствовать через экран и мониторы? Технологии — это очень интересно, но мой язык выражения мне приходится подстраивать под этот дивный новый мир»,— продолжает Вероник.
Почему так мало женщин делают мужскую одежду и так много мужчин — женскую? На этот вопрос у Вероник ответа нет, зато есть объяснение, почему ей самой нравится делать мужскую линию: «Я слушаю мужчин, наблюдаю за ними. Смотрю на них по-доброму, с уважением. Я не хочу делать их идеальными. Но соблазнительными — да».
Мой последний вопрос — о молодом поколении и бизнесе, который строится на ажиотаже. Вероник смеется, ей уже порядком наскучила вся эта кутерьма вокруг поколения Y и Z. Алфавит закончился, куда дальше-то? При этом она гордится молодыми людьми, которые ее окружают: «Я очень много общаюсь с теми, кто младше меня. Спрашиваю, что они думают о новых коллекциях брендов, а они мне отвечают, что это ерунда и думать надо об окружающей среде. Хотя есть и те, кто помешан на моде и охотится за кроссовками Hermes, потому что они "на хайпе". Две крайности. Мы с вами живем модой, но там, за пределами показов в Париже и Лондоне,— целый мир, который важнее, чем тренды».
Инсталляция, выставка, иммерсивный театр «Step Into The Frame» существует всего одну ночь, и утром в сортировочных цехах уже не останется ни единого напоминания об этом. И пока на сцене играют рокеры культовой английской группы Primal Scream, я смотрю на гостей вокруг. Взрослые мужчины и женщины вместе со своими детьми громко подпевают хитам и пританцовывают, попивая шампанское и закусывая мороженым. Завтра мы пойдем подписывать контракты, управлять бизнесом, сдавать номера в печать, запускать заводы, но детские эмоции от сегодняшнего дня останутся с нами надолго.