К силовикам КЧР пришли люди посильнее
Задержаны офицеры правоохранительных органов республики, помогавшие Рауфу и Раулю Арашуковым
В Москву из Карачаево-Черкесии доставят бывшего первого заместителя руководителя республиканского СУ Следственного комитета России (СКР) Казбека Булатова, следователя управления Андрея Филиппова и начальника центра противодействия экстремизму МВД КЧР Тимура Бетуганова. Им планируется предъявить обвинение в превышении должностных полномочий, из-за которого в течение девяти лет не удавалось раскрыть два политических убийства, а также выявить оргпреступное сообщество, во главе которого стояли отстраненный от должности член Совета федерации от КЧР Рауф Арашуков и его отец Рауль. У последних по ходатайству следствия для погашения ущерба арестовали имущество.
Генерал-майора юстиции Казбека Булатова, его бывшего подчиненного по СУ СКР старшего следователя по особо важным делам подполковника Андрея Филиппова и начальника ЦПЭ МВД по КЧР полковника полиции Тимура Бетуганова сотрудники ФСБ и центрального аппарата Следственного комитета задержали с третьей попытки. Вначале в отношении офицеров проводилась доследственная проверка, потом, в феврале этого года, силовики провели у них обыски, которые, впрочем, не принесли существенных результатов. И вот во вторник после новых обысков руководство комитета приняло решение об их задержании. При этом официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что все трое подозреваются в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ). По версии следствия, находясь в дружеских отношениях с Раулем и Рауфом Арашуковыми, они длительное время помогали им избежать привлечения к уголовной ответственности за тяжкие преступления — убийства, мошенничества и организацию преступного сообщества (ст. 105, 159 и 210 УК), что повлекло подрыв авторитета органов государственной власти в КЧР.
Чем известен Рауф Арашуков
Так, следователь Филиппов расследовал совершенные еще в 2010 году убийства лидера молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Аслана Жукова и советника главы КЧР Фраля Шебзухова, ожидавшего назначения премьером республики, а полковник Бетуганов со своими подчиненными обеспечивал оперативное сопровождение следствия. И хотя родственники убитых, признанные потерпевшими, с самого начала утверждали, что к преступлениям причастен Арашуков-младший, эта версия фактически не проверялась. А когда потерпевших поддержал тогдашний сенатор от КЧР Вячеслав Дерев, местные силовики начали создавать проблемы не только ему самому, но и членам его семьи. Дерев-старший в итоге оказался под следствием за мошенничество, а его сына Эдуарда обвинили в избиении полицейского. Дерева-младшего оправдал суд, а его отец, которого только недавно освободили из-под стражи, сейчас знакомится с материалами своего дела. По словам адвоката Руслана Коблева, на его подзащитного Вячеслава Дерева и потерпевших республиканскими силовиками оказывалось сильнейшее давление, с тем чтобы они изменили свою позицию.
По данным источников “Ъ”, о причастности к давлению на потерпевших дали показания и сотрудники ЦПЭ, сообщившие, что они действовали по команде своего начальника Бетуганова.
В организации двух убийств Арашуков-младший был обвинен только после того, как эти уголовные дела были изъяты из производства республиканского СУ СКР в центральный аппарат Следственного комитета. Примерно по такой же схеме развивалась ситуация и с масштабными махинациями с природным газом, принадлежащим «Газпрому». Руководителей региональных подразделений «Межрегионгаза», выявлявших аферы, отстраняли от должности, заменяя людьми, подконтрольными Арашукову-старшему, а на некоторых даже возбуждались уголовные дела.
В среду всем троим планируется предъявить обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК, после чего сотрудники ГСУ СКР обратятся в Басманный райсуд с ходатайствами об избрании обвиняемым меры пресечения в виде ареста. При этом следует отметить, что ранее среди проверяемых назывался еще один замначальника СУ СКР по КЧР Арсен Езаов. По некоторым данным, теперь полковник Езаов рассматривается в качестве свидетеля со стороны обвинения.
Адвокат Рауфа Арашукова Анна Ставицкая новым задержаниям в КЧР не удивилась. По ее словам, «когда доказательств не хватает, следствие пытается заткнуть эти дыры новыми арестами представителей власти в надежде, что те признаются и дадут показания». «Я не исключаю, что, выгораживая себя, новые фигуранты расследования будут утверждать, что Арашуковы якобы оказывали на них давление, мешая расследованию уголовных дел об убийствах»,— подчеркнула госпожа Ставицкая, полагая, что это использует следствие. При этом адвокат убеждена, что доказательств вины Арашукова-младшего у следствия нет.
Пока ГСУ СКР разбирается с новыми фигурантами из силовиков, Басманный райсуд по ходатайству того же следствия арестовал деньги на счетах в банках, а также земельный участок, три жилых дома и жилое помещение, расположенные в КЧР и принадлежащие Рауфу Арашукову. У его отца Рауля Арашукова под обеспечительные меры попали еще три дома и земля.
Адвокаты Рауфа Арашукова заявили, что «понятия не имеют», на какую сумму были арестованы деньги и недвижимость, поскольку следователь не оповестил их о заседании, где рассматривалось соответствующее ходатайство. «Мы намерены в ближайшее время направить руководителю следственной группы ГСУ СКР и в Басманный суд ходатайства о предоставлении защите копий решения об аресте имущества»,— заявил “Ъ” адвокат Сергей Шишов, отметивший, что это решение будет обжаловано.