Чрезвычайные ситуации меняют туристические маршруты

Как можно вернуть деньги за оплаченную путевку

Как вернуть деньги за турпоездку, если в стране ввели ЧП, началась эпидемия или акции протеста? После серии терактов на Шри-Ланке объявлен режим чрезвычайного положения. Однако туроператоры продолжают продавать путевки, ведь МИД лишь рекомендовал воздержаться от посещения Коломбо. В каком случае можно взыскать 100% за аннуляцию тура? И что кроме денег могут предложить операторы? Подробности — в материале Аэлиты Курмуковой.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

На Шри-Ланке режим чрезвычайного положения, в Индонезии извергается вулкан Агунг, на Бали объявлен третий уровень опасности из четырех, в Колумбии из-за оползня перекрыто Панамериканское шоссе, в Ирландии вспышка свинки, а в Лондоне забастовка авиаперевозчиков, аккурат на майские праздники — и это лишь малая часть того, что происходит сейчас по миру и должно, казалось бы, остановить туристов. Но что делать, если путевка куплена давно и полностью оплачена, а ехать в такой ситуации уже не хочется? Вернуть сумму в 100% не так-то просто, даже если был теракт, отмечает гендиректор Pegas Touristik Анна Подгорная: «Если прямого запрета нет, денежные средства должны быть возвращены туристу с вычетом затрат туроператоров. Возвратный, невозвратный авиабилет, какой-то объект размещения может задержать 100%, какой-то может удержать стоимость трех ночей — здесь уж как контракты заключены. Вернуть эти средства затруднительно туроператору. Предлагаются разные варианты. Турист, может быть, выберет другое направление, просьба о некой рассрочке по возврату денежных средств».

Как теракты на Шри-Ланке повлияют на развитие туризма

Смотреть

Однако юристы советуют не идти на поводу у туроператоров. После закрытия Египта и Турции, к примеру, многие согласились на замену — отпуск-то ведь запланированный. Предложили Кипр и Крит, а по факту люди доплачивали сверху сумму в размере от 30 до 100% тура. И если оператор отказывается возвращать деньги, лучше сразу идти в суд, говорит юрист по защите прав туристов Эдуард Шалоносов: «Турист имеет право вернуть всю денежную сумму при одном условии: если МИД РФ подтверждает информацию о введении ЧС или ЧП, Ростуризм это подтверждает, значит, турист возвращает либо в досудебном порядке 100% стоимости, либо в судебном 310-320%. Это 3% за невозврат в день. Суд взыскивает 50% штрафа от невозвращенной суммы. Сумма невозврата — это неустойка и сумма основного долга».

Сейчас в штате Нью-Йорк, например, вспышка кори. Об этом информирует Всемирная организация здравоохранения. Но от МИД нет прямых указаний воздержаться от поездок. Туроператоры обязаны в таких случаях предупреждать туристов, а дальше они уже сами решают, ехать или нет, отмечает первый вице-президент АТОР Владимир Канторович: «Когда возникает такая ситуация, любая — акула появляется в Египте, где-то забастовки, в Париже беснуются “желтые жилеты”, — человек из-за этого не хочет ехать. Но закон не обязывает меня возвращать за это деньги.

Но поскольку я в вас заинтересован, я вам предложу перенести эту поездку, отправиться в другую страну — некий переговорный процесс.

Если вы запланировали отдых, но боитесь поехать на Шри-Ланку, видимо, туроператор в такой ситуации предложит поехать, допустим, на Бали, в Таиланд, на Гоа, и так далее».

Извержение вулкана, цунами, пожары, забастовки, протесты — все это форс-мажор. И тут уже последнее слово за туроператорами. Но суды, как показывает практика, чаще встают на сторону туриста. Однако судиться готовы не все — это долго и дорого.

Вся лента