Деньги пустят на трубы
По данным Росстата на начало 2018 года, 100 тыс. км инженерных сетей России, или 24% от общей протяженности, нуждаются в замене. В некоторых субъектах необходимо заменить до 80% сетей. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Новосибирской области на 2019–2021 годы, уровень износа сетей теплоснабжения к концу 2021 года составит 61%, а сегодня его оценивают в 74%. Однако средств на полное обновление теплотрасс не хватает, хотя услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению — самые весомые в квитанциях потребителей. Эксперты назвали основные причины и пути решения проблемы, а теплоэнергетики анонсировали масштабную ремонтную программу общей стоимостью 5,2 млрд руб. В 2019 году на ремонт и замену теплотрасс компаниями выделено 720 млн руб.
Новосибирск ремонтируется
Число аварий на теплотрассах Новосибирска продолжает расти: если в 2017 году было зафиксировано 1019 повреждений, то в 2018 году уже 1351. Причинами такого роста в СГК (энергетический холдинг, основной поставщик тепла в регионе) называют высокую степень износа оборудования и недостаточный объем замены трубопроводов тепловых сетей в период капитальных ремонтов из-за недофинансирования. По оценке компании, сегодня в Новосибирске нужно переложить 3,3% от общей протяженности сетей. Предприятие разработало программу ремонта и замены почти 90 км трубопроводов: в критическом состоянии 274 участка сети, расчетная стоимость их замены составляет 5,2 млрд руб. Как пояснили в пресс-службе компании, все программы реконструкции осуществляются и будут осуществляться за счет собственных средств СГК, без привлечения инвесторов и государства.
«Нельзя выделить конкретный район города и сказать, что там центр проблем. Теплосетевой комплекс представляется как единое целое, и износ его в среднем равномерен. На постоянной основе ведется анализ состояния всего комплекса по ряду факторов, и выявленные узкие места ранжируются по приоритетам от наиболее проблемных и нуждающихся в немедленном вмешательстве к более надежным,— рассказали в пресс-службе компании.— Исходя из результатов анализа, формируются предложения по включению в производственные и ремонтные программы, разрабатываются технические и режимные мероприятия, в том числе с учетом перспектив развития инфраструктуры города».
В 2019 году на ремонт и реконструкцию планируется потратить 720 млн руб.: в общей сложности будет планово заменено 27 км трубопроводов. Самые протяженные участки замены — по улицам Красный факел в Первомайском районе, Д. Бедного в Центральном районе, Обской в Октябрьском районе, Кропоткина в Заельцовском районе. Кроме того, будут переложены теплотрассы на улицах Фрунзе, Шамшиных, Мичурина, Фабричной.
«Это те отрезки тепловой системы города, которые не только отслужили свой жизненный срок, но и по результатам испытаний показали наименьшую надежность»,— пояснили в СГК.
Трубы, бывшие в употреблении
За последние шесть лет НО «Фонд развития трубной промышленности», по данным СМИ, зафиксировала 3490 аварий в системах тепло- и водоснабжения России. Суммарный ущерб, причиненный бюджетам всех уровней в результате аварий и устранения их последствий, за этот период оценивается экспертами в миллиарды рублей. При этом аварии имели последствия для здоровья и даже для жизни людей: от разливов кипятка пострадали 164 человека и погибли 66, в том числе дети.
«Наряду с изношенностью трубопроводов главные причины аварий — низкий уровень замены изношенных сетей (1,5–2% от общей протяженности в год), использование материалов низкого и ненадлежащего качества, несоблюдение технологии строительно-монтажных работ при строительстве и ремонте трубопроводов, а также незаконное использование бывших в употреблении труб, то есть труб, отработавших ранее свой ресурс в магистральных и промысловых нефте- и газопроводах,— рассказал директор Фонда развития трубной промышленности Игорь Малышев.— Отличить бывшие в употреблении стальные трубы после „реставрации“ и нанесения изоляции от новых практически невозможно, при том что по качеству и ресурсу такая труба не может соответствовать новой».
По словам эксперта, главным источником фальсификата и контрафакта на российском рынке являются «реставраторы» (более 200 площадок), которые работают с грубыми нарушениями законов. «Такие кустарные площадки производят формальную очистку б/у труб от остатков нефтепродуктов, ржавчины, старой изоляции, при этом не выполняют обязательные требования по обращению с опасными отходами, которыми являются бывшие в употреблении трубы»,— пояснил Игорь Малышев.
Для урегулирования проблемы, считает господин Малышев, необходимо ввести обязательное декларирование (обязательная процедура подтверждения соответствия товаров нормам, установленным в государственных стандартах и нормативных документах) для новых стальных труб, используемых в ЖКХ. Соответствующий проект постановления сейчас на утверждении в правительстве РФ. В 2018 году Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Министерством строительства и ЖКХ внесли в правительство согласованные друг с другом предложения закрепить в строительных сводах правил и других нормативных документах запрет на использование бывших в употреблении труб, а также усилить контроль за исполнением этих требований.
В 2019 году Минстрой РФ планирует внести изменения в соответствующий ГОСТ с целью запрета использования б/у труб в тепловых сетях. Сегодня такие требования распространяются только на небольшую часть тепловых сетей.
«Вместе с тем, на наш взгляд, существенно улучшить ситуацию с восстановлением инженерных сетей в ЖКХ может разработка механизма предоставления обязательной гарантии качества на тепловые сети в отношении работ по строительству и примененные материалы на срок не менее 10 лет (п. 17 ст. 14 N 190-ФЗ от 27.07.2010) в соответствии с федеральным законом ФЗ-190 „О теплоснабжении“»,— добавил эксперт.
Помощь государства
«Тема уже не новая. Однако ситуация в целом со временем не меняется, кроме одного момента — увеличиваются затраты на компенсацию предполагаемого износа,— рассуждает эксперт Института повышения квалификации (ИПК) „Технопрогресс“ Михаил Простов.— Тарифы на теплоснабжение регулируются государством, в числе регулируемых параметров — нормативы потерь. Организации теплоснабжения на основании собственных текущих расходов формируют тарифы и защищают их перед регулирующими органами. Сегодня многие работают по долгосрочным тарифам (на три года), когда они обязаны выбирать метод индексации установленных тарифов в условиях регулирования цен на будущие периоды. Поэтому вполне ожидаемо, что предприятия могут быть необъективны при расчете тарифов на предстоящий год. Средства на ремонт для снижения темпов износа заложены в самих тарифах и программах развития сетевого хозяйства теплоснабжения, в соответствии с градостроительными планами и планами модернизации систем теплоснабжения. В них могут присутствовать бюджетные и внебюджетные средства. Поэтому очень важно, как на основе этих начальных условий предприятия могут разрабатывать программы ремонта или модернизации».
По словам эксперта, часть предприятий работают по договорам аренды сетей и основных фондов теплоснабжения, часть — по договорам концессии, еще часть предприятий — частные и работают в рынке регулирования, преследуя собственные цели в отношении развития предприятия. Все это предполагает разные подходы к тарифообразованию и модернизации. «Вместе с тем именно передача в концессию пропагандируется государством как панацея от снижения износа и как способ модернизации основных фондов»,— резюмировал господин Простов.
По его словам, объемы потребления тепла многоквартирными домами (МКД) падают. Это связано с введением учета потребления с помощью тепловых узлов, установкой более современных и эффективных приборов отопления, переходом на альтернативные источники отопления, повышением эффективности управления МКД, проведением капитальных ремонтов, строительством «умных домов», в которых запроектированы технологии энергосбережения. Все эти изменения ведут к снижению доходов предприятий теплоснабжения. Компенсировать их могло бы увеличение тарифов, однако оно ограничено допустимыми темпами роста совокупного платежа граждан. В свою очередь, инфляция привела к повышению стоимости топлива, что должно быть также учтено в платежах. «Таким образом, источником модернизации является прибыль или то, что остается после операционных и неподконтрольных расходов, расходов на приобретение энергетических ресурсов, уплаты налогов и других обязательных платежей. Важными для пополнения этого источника являются регулирование тарифов и энергосбережение в регионах и во всем государстве,— добавил спикер.— Без участия государства в налаживании работы этого сектора не обойтись, как и не избежать того факта, что услуги по теплоснабжению — самые дорогие в платежках у населения. Есть большие надежды на Фонд содействия реформированию ЖКХ, который софинансирует проекты модернизации и поддерживает концессионные проекты».
Как заметил заместитель директора департамента реализации проектов «Грундфос» Игорь Кинаш, согласно официальной информации Минэнерго, проекты — участники первой очереди программы модернизации ТЭС будут выбраны до мая этого года. При этом одним из критериев отбора станет эффективность и инновационность используемых оборудования и технологий. «Модернизация ТЭС возможна без существенного повышения тарифов за счет внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Сам процесс модернизации требует больших вложений, и здесь необходимо участие частных инвесторов. При этом возврат средств инвесторам возможен через такие инструменты, как лизинг и энергосервисный контракт — договор, фиксирующий возмещение затрат инвестора за счет достигнутой экономии (которая, в свою очередь, достигается благодаря внедрению энергосберегающих технологий),— рассказал господин Кинаш.— Самоокупаемость инвестиций будет осуществляться за счет прямой экономии денежных средств, сокращения потребления топливных ресурсов, снижения количества аварий и уменьшения стоимости обслуживания оборудования».