Мода, страсть и вымысел

Выставка Джана Паоло Барбьери в Арсенале

Первой выставкой весеннего сезона в нижегородском Арсенале стала экспозиция «Мода и вымысел» от звезды итальянской fashion-фотографии Джана Паоло Барбьери — классика, который вот уже на протяжении почти шести десятилетий демонстрирует миру свое особое видение красоты и элегантности.

В юности Джан Паоло мечтал стать кинорежиссером. Впоследствии эту страсть он перенес на свои снимки, которые порой выглядят как кадры из классики итальянского кино. Кинематограф был главным его учителем. Приемы фотографии Барбьери изучал по китчевым снимкам кинозвезд неизвестных авторов рубежа XIX–XX веков. Был фотографом на съемках некоторых сцен фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь», а в 1969-м даже сыграл небольшую немую роль в фильме Лукино Висконти «Медея». Поэтому кинематографичность его снимков, их динамика, а иногда прямое цитирование («Касабланка» Майкла Кёртица, «Птицы» Альфреда Хичкока) — совсем не удивительны. Бизнес отца Барбьери, который торговал тканями, в каком-то смысле также предопределил путь маэстро. Всю жизнь Джан Паоло работает с ведущими домами моды и кутюрье — Valentino, Yves Saint Laurent, Vivienne Westwood, Armani, Versace, Gianfranco Ferre, D&G.

Снимать знаменитостей всегда было легко, так как все они были сильными личностями и все они были опытными и творческими людьми

Маэстро Барбьери выступал не только в роли фотографа, но и исполнял функции декоратора, стилиста по волосам и макияжу, создавал всевозможные детали, дополняющие одежду. Как истинный трендсеттер, он первым стал использовать декорации, первым стал снимать не в студии, а на улице, и именно он снял первую обложку для итальянского Vogue. На снимках Барбьери нет ни капли специальной ретуши. Каждая фотография — результат огромной предварительной подготовки по созданию антуража и специальных эффектов. К примеру, чтобы сымитировать пустыню для съемки коллекции Valentino, он создал специальную конструкцию с манной крупой, изображающей песок, и собственноручно нарисованными на картоне дюнами. Рассматривая получившиеся в результате шедевры, сложно представить, что их автор — самоучка.

Живопись — еще один учитель маэстро Барбьери. По его снимкам можно вполне изучать историю искусств. Среди вдохновивших его живописцев — придворный немецкий художник XVI века Ганс Гольбейн младший — в стиле его работ сделаны портреты Вивьен Вествуд и Джерри Холл. Анри Матисс, Теодор Жерико, Марк Шагал, Эдвард Хоппер и классик поп-арта Дэвид Хокни. Именно благодаря увлечению живописью Барбьери сам стал первоклассным портретистом. Многие из его моделей, среди которых такие звезды, как Одри Хепберн, Софи Лорен, Шарлотта Рэмплинг, Майя Плисецкая, Рудольф Нуриев, Моника Беллуччи, признавались, что их лучшие снимки сделал именно Джан Паоло. Кстати, с Моникой Беллуччи связана интересная история. Придя на съемки, актриса категорически не хотела сниматься обнаженной, но после нескольких кадров, сделанных Барбьери, разрешила ему снимать так, как он считает нужным.

В результате появились ее портреты в стиле ню: одни из самых ярких в экспозиции.

Сам Барбьери признает, что ему невероятно повезло — все, кого он снимал, откликались на его творческие находки. «Снимать знаменитостей всегда было легко, так как все они были сильными личностями и все они были опытными и творческими людьми. Еще все они были очень культурными. Меня всегда радовало их участие, готовность к сотрудничеству. Одри Хепберн, например, потрясла меня, когда привезла свои тапочки в мою студию, чтобы нечаянно не испортить мне фон», — рассказывал Джан Паоло Барбьери в одном из интервью.

Живой классик, обладатель множества наград, ключевая фигура в мире моды, чьи работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, — все эти застывшие эпитеты одновременно характеризуют Барбьери и совершенно ему не подходят. Потому что главное его качество как художника и как человека — это свобода. Свобода и смелость в использовании новых приемов, в постоянном эксперименте, в страстном увлечении своим делом и, наконец, в смене амплуа. В конце 1980-х Джан Паоло начал много путешествовать и переквалифицировался в тревел-фотографа, снимал на Таити, Мадагаскаре и Сейшелах. А последнее его увлечение — натюрмортная фотография. Сейчас ему 81, он полон творческой энергии и работает с той же страстью, с какой начал снимать в 14 лет.

Государственный центр современного искусства «Арсенал». До 26 мая 2019 года.

Анастасия Полозова


Вся лента