Федеральная целевая полоса
Реконструкция ВПП Большого Савино может начаться в следующем году
Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Большое Савино может начаться в 2020–2021 годах. Росавиация согласилась рассмотреть возможность включения строительства стоимостью почти 5 млрд руб. в ФЦП при наличии разработанного проекта. Инвестор аэропорта холдинг «Новапорт» за свой счет согласился разработать проект.
«Новапорт», владелец аэропорта Пермь, за свои средства разработает проект реконструкции взлетно-посадочной полосы Большого Савино, сообщил „Ъ-Прикамье“ источник в правительстве края. Он пояснил, что Росавиация выдвинула условие, при котором федеральные власти готовы реконструировать полосу: для этого должен быть подготовлен проект. «Мы обратились в „Новапорт“, они разрабатывают»,— добавил источник. По его информации, стоимость реконструкции ВПП может составить 4,8 млрд руб. Деньги может выделить федеральный бюджет.
Связаться с официальным представителем «Новапорта» не удалось. Пресс-служба Росавиации вчера не смогла предоставить оперативный комментарий.
Источник в «Новапорте» сообщил „Ъ-Прикамье“, что компания действительно разрабатывает проект, он будет сделан к середине следующего года. При этом он отметил, что федеральные деньги не обязательно поступят, но «Новапорт», тем не менее, ожидает их в 2021–2022 годах. «Решения о выделении денег из федерального бюджета на данный момент нет. Компания рассчитывает, что разработанный проект убедит федеральные власти профинансировать реконструкцию»,— пояснил собеседник.
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Большое Савино находится в федеральной собственности, является полосой совместного использования Минобороны и аэропорта Пермь (75% в собственности «Новапорта», 25% — в краевой собственности). Последний раз ВПП реконструировалась в 2002 году, тогда ее удлинили на 700 м (с 2,5 до 3,2 тыс. м).
Новая реконструкция необходима из-за магистральной рулежной дорожки (МРД), которая сейчас находится в неудовлетворительном состоянии и не эксплуатируется, поскольку не соответствует нормам безопасности. На ВПП самолеты выруливают по рулежной дорожке №2 (Bravo), остальные ее части (РД №1 (Alfa) и РД №3 (Charlie) не используются. Затем самолет следует по ВПП к точке, откуда начинается разбег (точка исполнительного старта). Введение в эксплуатацию МРД позволит интенсивней использовать ВПП, так как воздушные суда будут выруливать сразу на исполнительный старт и меньше времени занимать полосу.
В конце 2018 года правительство Пермского края направило в Минтранс предложение по реконструкции взлетно-посадочной полосы Большого Савино. Предложения включают строительство рулежной дорожки и стоянки для судов, а также реконструкцию ВПП. Сейчас на средства федерального бюджета (порядка 500 млн руб.) в Большом Савино ведется строительство перронов и ремонт рулежных дорожек.
Бывший директор аэропорта Пермь Валерий Григорьев, ныне возглавляющий аэропорт в Якутии, считает, что 4,8 млрд руб. достаточно для реконструкции ВПП, на ремонт полосы, например, в якутском аэропорту в ФЦП заложено 3 млрд руб. При этом авианачальник сообщил, что не слышал про такую форму сотрудничества, когда инвестор аэропорта разрабатывает проект за владельца имущества.
Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, наоборот, говорит о тенденции. По его информации, авиационные власти ставят такое условие: прежде чем включить в федеральную целевую программу реконструируемый объект авиационной инфраструктуры, необходимо разработать проектно-сметную документацию (ПСД) — либо за счет регионального бюджета, либо оператора аэропорта. По словам эксперта, наличие ПСД значительно увеличивает шансы на выделение федеральных средств. Разработка проекта выгодна и самому оператору — будут учтены потребности инвестора в конкретных параметрах полосы.