Нур-Султан встречает «Астану»
Сирийские переговоры столкнутся с прежними проблемами в переименованной столице Казахстана
Очередной раунд переговоров по Сирии открывается сегодня в Нур-Султане, до недавнего прошлого называвшемся Астаной. Ожидалось, что на встрече в «астанинском формате» будет объявлено о завершении работы по формированию и запуску конституционного комитета. Однако, по данным “Ъ”, спецпосланник генсека ООН Гейр Педерсен так и не смог убедить Дамаск пойти на уступки по составу комитета. Теперь вся надежда на то, что рычаги воздействия на сирийское руководство найдутся у Москвы.
Объявляя о проведении очередной встречи в «астанинском формате» (название переговорного формата останется прежним), МИД Казахстана выразил надежду на то, что будет сделан акцент на завершение работы по формированию и запуску конституционного комитета — органа, который должен будет решить вопросы политического устройства Сирии. Состав комитета был согласован странами-гарантами «Астаны» (РФ, Турцией и Ираном) в конце прошлого года. Однако ООН не устроили несколько имен. Новый спецпосланник генсека Гейр Педерсен взял на себя задачу согласовать с Дамаском новых кандидатов. Пару недель назад была надежда, что на встрече в Нур-Султане 25–26 апреля господин Педерсен объявит о результатах работы, а также будет названа дата, когда конституционный комитет сможет собраться на первое заседание в Женеве. О позитивных подвижках говорили источники “Ъ” в международных структурах и в Москве. Однако поездка Гейра Педерсена в Дамаск 14 апреля, по данным “Ъ”, показала, что сирийские власти отказались идти на уступки. В Нур-Султан спецпосланник приедет без готового списка.
Эта неудача не станет сюрпризом для Москвы, так как спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев и замглавы МИДа Сергей Вершинин побывали в Дамаске уже после Гейра Педерсена. Накануне переговоров в Нур-Султане Сергей Вершинин заявил журналистам: Москва делает все, чтобы конституционный комитет заработал до лета. По данным “Ъ”, Москва недовольна упрямством сирийского руководства и занятой им позицией «победителей в войне». Источники “Ъ”, связанные с переговорами вокруг комитета, считают, что единственный способ сдвинуть процесс с мертвой точки — надавить на Дамаск. «Сирия сейчас столкнулась с беспрецедентным бензиновым кризисом. В стране фактически транспортный коллапс. Помочь может только Россия. Поставки бензина можно было бы разменять на политические уступки»,— считает один из собеседников “Ъ”. Тема бензинового кризиса была затронута в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в Дамаск вице-премьера РФ Юрия Борисова. «Основные месторождения находятся сегодня вне досягаемости сирийского правительства. Безусловно, этот вопрос обсуждался. Есть конкретные предложения. Сирийская сторона должна дозреть до их решения»,— сказал вице-премьер журналистам по итогам переговоров с президентом Башаром Асадом. Источники “Ъ” не подтверждают, что упомянутые предложения могут быть связаны с политическими вопросами. Однако других рычагов повлиять на Дамаск по теме комитета у Москвы пока нет.
Еще одной острой темой на переговорах в Нур-Султане станет ситуация в Идлибе — единственной сохранившейся в Сирии зоне деэскалации. Эта тема приоритетна для сирийского руководства, давно мечтающего вернуть Идлиб под свой контроль. Однако, в отличие от других зон деэскалации, Россия не поддержала идею военной операции в этом районе, сделав ставку на договоренности с Турцией, которая обещала заняться там размежеванием вооруженной оппозиции и террористов. Хотя российская сторона утверждает, что за время подписания договоренностей с Турцией террористы только расширили свой контроль над Идлибом, речи о военной операции сейчас нет: Москва не будет ссориться с Анкарой, опасаясь, что она отвернется в сторону Вашингтона.
Волнует тема Идлиба и сирийскую оппозицию, однако ее позиция противоположна позиции Дамаска. «Мы надеемся, что встреча в Нур-Султане закрепит российско-турецкие договоренности по Идлибу. Несмотря на подписанные соглашения, обстрелы этого района не прекращаются»,— сказал “Ъ” представитель Сирийского комитета по переговорам (зонтичной структуры оппозиции) Яхья аль-Ариди. Он отметил: для оппозиции важно, чтобы «Астана» уделяла больше внимания теме возвращения заключенных. «Что касается изменения имен в конституционном комитете, то здесь дело не за нами, но мы настаиваем, что состав комитета не должен быть в пользу Асада»,— сказал он. Яхья аль-Ариди подчеркнул, что у оппозиции нет оснований верить сирийским властям, так как до сих пор они не сдержали своих обещаний, которые давали, когда Москва пыталась найти компромисс между сторонами конфликта.