Вадим Парфенов: «Лазер позволяет восстановить произведение искусства»
Применение лазерных технологий для сохранения культурно-исторического наследия сложилось в отдельную научно-техническую область, которая включает три основные группы применения лазеров:
- — реставрация;
- — анализ, структурная диагностика и документирование произведений искусства;
- — мониторинг состояния памятников и окружающей среды (то есть той среды, в которой памятники существуют).
Лазерные технологии для сохранения памятников сегодня применяются во многих странах мира, но наиболее активно — в Италии, Греции, Великобритании и России. Первый опыт практических работ научной группы СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по применению лазеров в реставрации относится к 2006 году, когда в кооперации с реставрационной компанией «Реставрационная мастерская “Наследие”» были проведены работы по очистке мраморных надгробий в некрополе XVIII века Александро-Невской лавры. Позднее (в 2007 году) началось сотрудничество с Государственным Русским музеем по очистке итальянских мраморных скульптур XVIII века в Летнем саду в Санкт-Петербурге. В общей сложности с помощью лазера было очищено около 30 скульптур. В ходе этих работ была продемонстрирована высокая эффективность и безопасность (для состояния сохранности мраморной поверхности) лазерной очистки, поскольку с помощью лазера удалось удалить даже очень стойкие загрязнения, причем без повреждения каменной поверхности. Интересные и запоминающиеся реставрационные работы выполнены в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Царское Село». Был использован импульсный Nd:YAG лазер c длиной волны 1064 нм и длительностью 50–100 мкс. Именно такие параметры лазерного излучения являются оптимальными при очистке мрамора.
Еще одна область работ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» — применение технологии лазерного 3D-сканирования для создания электронных паспортов и физических копий скульптурных памятников в комбинации с камнеобрабатывающими фрезерными станками с числовым программным управлением.
Лазерные технологии оказались эффективны и при реконструкции полностью утраченных скульптур по обломкам. Так, воссоздана скульптура XIX века «Ева у источника» из бывшей усадьбы Сергиевка в пригороде Санкт-Петербурга, фрагменты которой были обнаружены под землей во время строительных работ в 2007 году. С использованием лазерного 3D-сканирования, компьютерного моделирования и 3D-печати удалось изготовить реплику этой скульптуры, которая позволяет судить, как выглядел оригинал данного памятника.