Мовомученик

Владимиру Зеленскому придется жить по новому закону о языке

Верховная рада Украины в четверг подавляющим большинством голосов приняла закон, закрепляющий использование государственного языка практически во всех сферах жизни, за исключением личного общения и религии. Для уходящего президента Петра Порошенко это событие стало финальным аккордом и выполнением одного из пунктов предвыборной концепции «Армия. Язык. Вера». Победитель президентских выборов Владимир Зеленский, позиционирующий себя в качестве двуязычного политика, уже успел раскритиковать документ. Инициатор законопроекта депутат Николай Княжицкий заверил “Ъ”, что его принятие не имеет политической подоплеки. Однако эксперты убеждены, что таким образом старый президент хочет усложнить жизнь новому.

Фото: Иван Коваленко, Коммерсантъ

Всеобъемлющий закон

Верховная рада проголосовала ожидаемо единодушно: за закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» высказались 278 депутатов из 348 зарегистрированных в зале, против выступила лишь фракция «Оппозиционный блок». С этим событием украинцев поспешил поздравить пока еще действующий президент Петр Порошенко, прозрачно намекнув, что в этом есть и его заслуга. «Принятие закона — это действительно историческое решение, которое стоит рядом с восстановлением нашей армии и получением автокефалии»,— написал он в Facebook. Одобрив закон, Рада, по словам президента, сделала «еще один важнейший шаг на пути ментальной независимости» украинцев. Напомним, что «Армия. Язык. Вера» был предвыборным лозунгом Петра Порошенко. Два пункта — реформирование армии и получение независимости украинской церкви, по его мнению, были выполнены ранее, так что очередь оставалась за языком.

Как защищают языки в России и США

Смотреть

Каждый из разделов нового закона начинается однотипно: «Языком образования (а также науки, трудовых отношений, судебных органов, обслуживания пассажиров, рекламы, распространения фильмов и т. д.) является государственный язык».

Некоторые исключения по каждому из пунктов присутствуют, но они небольшие.

Например, организаторы публичного мероприятия имеют право проводить его не на украинском языке, но, если «хотя бы один участник» потребует организовать перевод, его обязаны обеспечить. Телевидение и радио также могут использовать другие языки, однако доля украиноязычного контента в течение большей части суток должна быть не менее 90%.

Что касается магазинов, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны, в законе указано, «что никто не может быть принужден пользоваться другим языком, нежели украинский, во время пребывания на работе» (если только в обязанности не входит общение с иностранцами или написание текстов на иностранном языке). Но, с другой стороны, «по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке, приемлемом для сторон». В законе отдельно проговаривается, что знать украинский язык — это обязанность каждого гражданина Украины и условие для получения гражданства. Документ предполагает введение экзамена для чиновников и штрафы за нарушение предлагаемых правил (от $128 до $450).

Не распространяется новый закон лишь на две сферы жизни — личное общение и религиозные обряды.

В более ранней версии законопроекта был также тезис, касающийся возможности регулирования языковой политики местными органами власти. «Порядок функционирования и использования государственного языка определяется исключительно законом и не может быть предметом регулирования подзаконных актов, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления»,— говорилось в одном из пунктов. Однако, как сказал “Ъ” инициатор законопроекта, депутат от фракции «Народный фронт» Николай Княжицкий, в финальной версии документа этот пункт убрали.

Наследие президента

В МИД РФ на новый украинский закон отреагировали незамедлительно. Официальный представитель ведомства Мария Захарова назвала его законом «о принудительной украинизации, фактически тотальной». «Положениями документа предусматриваются значительные ограничения, а во многих случаях и прямые запреты на использование русского языка, языков национальных меньшинств в различных сферах общественной жизни»,— отметила она.

Весьма критически на инициативу отреагировал и избранный президент Украины Владимир Зеленский, который должен вступить в должность в мае. «Украинский язык — единственный государственный язык Украины. Что касается этого вопроса — никаких компромиссов»,— отметил он. Однако к методам, которыми пользуется власть, у него вопросы есть. «Моя принципиальная позиция: государство должно способствовать развитию украинского языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не запретов и наказаний, осложнением бюрократических процедур»,— написал господин Зеленский в Facebook. Отметим, что кандидат в ходе кампании позиционировал себя как двуязычного украинца — даже во время дебатов с Петром Порошенко он периодически переходил на русский язык. Кроме того, чрезмерное заострение внимания на языковом вопросе активно высмеивалось в сериале Владимира Зеленского «Слуга народа».

Так, по сюжету, в одной из республик, на которые якобы распалась Украина, вводится правило, что каждую фразу в разговоре необходимо произносить дважды: по-русски и по-украински.

По мнению эксперта по Украине, автора Московского центра Карнеги Константина Скоркина, в этом моменте сериал очень точно отразил украинскую действительность. «Разумеется, в украинском обществе есть запрос на расширение использования украинского языка, к этому относятся положительно,— сказал он “Ъ”.— Но когда языковой вопрос выносят в центр внимания, это вызывает раздражение. Зеленский говорит как по-русски, так и по-украински, и это отражает реальную языковую ситуацию в стране, когда люди легко используют оба языка». При этом закон, по мнению эксперта, был принят именно для того, чтобы усложнить жизнь будущему президенту: «Это один из прощальных подарков Порошенко Зеленскому. Порошенко переходит в оппозицию и собирается себя позиционировать как правого политика, и этот закон будет способствовать его популярности в этой среде».

Возможностей смягчить законопроект у Владимира Зеленского, по мнению экспертов, будет не много. Однако учредитель аналитического центра «Киевстратпро» Андрей Бузаров считает, что новый президент сможет принять параллельный закон, допускающий использование русского языка на востоке страны, объяснив это результатами опросов в этих регионах. Кстати, аргумент, что нынешний закон «был принят без предварительного достаточно широкого обсуждения с общественностью», господин Зеленский уже огласил.

Тем не менее инициатор законопроекта Николай Княжицкий отрицает, что закон был разработан для поддержки Петра Порошенко.

В беседе с “Ъ” депутат сказал, что принятие закона было необходимо в первую очередь для того, чтобы исправить правовой вакуум, когда закона о языке не было в принципе.

Это произошло потому, что последний закон, регулирующий эту сферу (так называемый закон Колесниченко—Кивалова), был отменен Конституционным судом в 2018 году. «У нас есть много норм, которые ссылаются на языковое законодательство, а самого языкового законодательства не было»,— пояснил ситуацию господин Княжицкий. «Мы начали разрабатывать этот закон еще в 2016 году,— добавил он.— Юридические обстоятельства сложились так, что его вынесли на рассмотрение сейчас. Если бы это было связано с Порошенко, закон приняли бы перед выборами. Но этого не произошло».

Кирилл Кривошеев

Вся лента