Экс-форвард СКА замесит тесто
Максим Сушинский запустит пищевое производство с оглядкой на американский опыт
Бывший капитан петербургского хоккейного клуба СКА Максим Сушинский с партнерами откроет в Петербурге производство готового теста в аэрозольном баллоне для приготовления блинов, оладий, вафель. До этого бывший спортсмен не проявлял интереса к пищевому бизнесу, предпочитая концентрироваться на развитии автодилерской группы «Авангард». Подобную технологию в США безуспешно пыталась популяризировать прекратившая существование компания Batter Blaster.
Экс-хоккеист Максим Сушинский выступил учредителем ООО «Авангард Инновации», которое занимается производством и приготовлением мучных смесей, теста для хлеба, тортов, бисквитов и блинов, следует из данных системы «СПАРК-Интерфакс» (spark-interfax.ru). «Авангард Инновации» организует в Петербурге выпуск готового теста для приготовления блинов, оладий и вафель в аэрозольном баллоне по принципу взбитых сливок, указано в профиле компании на сайте hh.ru. Господин Сушинский сообщил “Ъ”, что производство «сейчас строится», но подробностей проекта раскрывать не стал.
Помимо господина Сушинского в число учредителей «Авангард Инновации» входит его дочь Виктория Нестерович и предприниматель Максим Конев, владеющий компанией по оптовой торговле пищевыми продуктами «Тимарт». Основные интересы господина Сушинского сосредоточены в автодилерском бизнесе: он является собственником группы компаний «Авангард», которая продает автомобили Mercedes-Benz, Hyundai, Geely. Также господину Сушинскому принадлежит компания «Ливли», которая развивала по франшизе сеть магазинов детской одежды шведского бренда Livly. Впоследствии магазины под этим брендом были закрыты, а госпожа Нестерович, развивавшая этот проект, запустила в торговом комплексе «Европолис» мультибрендовый магазин детской одежды Lovely Stars (см. “Ъ” от 16.08.2018). Сейчас этот магазин также прекратил работу, сообщили “Ъ” в «Европолисе». Бизнес господин Сушинский совмещает с руководством омским хоккейным клубом «Авангард», где занимает должность президента. Ранее Максим Сушинский профессионально занимался хоккеем и выступал за клубы СКА, «Авангард», американский «Миннесота Уайлд» и швейцарский «Фрибур-Готтерон», а также становился чемпионом мира в составе российской сборной по хоккею.
Опрошенным “Ъ” участникам хлебопекарного рынка неизвестно о наличии в России производств, выпускающих баллоны с жидким тестом. Подобную технологию использовала американская компания Batter Blaster, но в 2012 году она закрыла свой бизнес из-за низких продаж, напоминает партнер консалтингового направления компании «Вальтер Констракшн» Анастасия Владимирова. Batter Blaster занимала 3,7% рынка блинов и вафель, а ее объем продаж с момента запуска составил $40 млн.
Хорошим результатом для компании на старте будут продажи 2–3 тыс. баллонов в месяц, считает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ключевым моментом будет продажа идеи торговым сетям, поскольку это новая категория, отмечает он. Подобная продукция будет более дорогой, чем замороженное тесто, и больше всего подойдет для сетей вроде «Азбуки вкуса», полагает эксперт. Баллончик, из которого можно сделать примерно 25 блинов, стоит около $5 (около 320 рублей по текущему курсу), что гораздо ниже цены продажи в уличном фаст-фуде, но, скорее всего, выше себестоимости блина, приготовленного дома самостоятельно, подсчитала госпожа Владимирова. Вложения в создание производства могут составить $5–15 млн, но без затрат на маркетинг от $20 млн в год продажи теста в баллонах не взлетят, добавляет она. Господин Бурмистров считает, что на начальном этапе инвестиции в проект составят около $1 млн.
Аэрозольная технология имеет право на жизнь, но с точки зрения себестоимости она всегда будет дороже, чем замороженные полуфабрикаты, говорит собеседник “Ъ” на хлебопекарном рынке. На эту продукцию существует ограниченный спрос и она будет нишевой, уверен он. Непонятно, почему в России, где уровень жизни ниже, чем в США, и реальные доходы падают пятый год подряд, этот бизнес будет успешнее, соглашается госпожа Владимирова. Прежде чем запускать серийное производство, оправданным будет закупить какой-то аналог в виде готовых спреев и продавать их под своим брендом, считает она.
Источник “Ъ” на хлебопекарном рынке указывает, что компании «Авангард Инновации» предстоит конкурировать с производителями замороженного теста. Емкость этого рынка позволяет заработать, но здесь наблюдается высокая конкуренция, говорит начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. По его оценке, объем российского рынка замороженных изделий составляет около 30 млрд рублей, петербургского рынка — 2 млрд рублей. По данным потребительской панели GfK, в период с марта 2018 по февраль 2019 года продажи замороженного теста в России в денежном выражении упали на 12%, в натуральном выражении — сократились на 13%. К числу крупнейших производителей этой продукции GfK относит финский концерн Fazer, компании «Морозко», «Талосто», «Союзпищепром», «Мэри».