Ульяновск остается безграничным
Генплан областного центра оказался ненужным
Санкт-Петербургский Институт урбанистики не может получить от Ульяновска деньги на завершение работ по генплану областного центра. Фактически без актуального генплана Ульяновск живет уже более полутора десятков лет. Институт урбанистики, чтобы завершить работы по генплану, пытался истребовать оплату вводимых изменений через суд, однако суд ему отказался удовлетворить иск. Средства на окончание работ по генплану, который уже устарел, в бюджете города не предусмотрены, подготовка нового генплана пока не планируется. Эксперты полагают, что такая ситуация выгодна чиновникам мэрии. В правительстве региона считают, что градостроительная деятельность Ульяновска требует срочного переформатирования.
Арбитражный суд Ульяновской области отказал Российскому научно-исследовательскому и проектному институту урбанистики (АО «РосНИПИ урбанистики», Санкт-Петербург, 100% в собственности Росимущества) в его исковых требованиях к администрации Ульяновска о взыскании с нее 9,880 млн руб. за выполненную работу по внесению изменений в генплан города.
Напомним, разработкой генплана Ульяновска Институт урбанистики занимается с 2003 года. В 2007 году документ был утвержден решением гордумы, однако к нему возникло много претензий, к тому же изменились требования федерального законодательства к генпланам, в связи с чем был заключен новый контракт с институтом на изготовление генплана с учетом новых требований. В 2014 году общественности был представлен актуализированный генплан, который после публичных слушаний направлен на доработку. Ожидалось, что документ будет принят в 2017 году, однако, отмечают в горахитектуре, Минэкономразвития РФ дало на генплан отрицательное заключение в связи с тем, что он не соответствовал новым требованиям законодательства.
Есть ли реальная возможность у Ульяновска получить актуализированный генплан, не известно. В сентябре 2018 года институт признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
В РосНИПИ урбанистики заявляют, что обжалуют решение арбитражного суда в апелляционной инстанции, поскольку считают, что все работы по контракту институт выполнил. «Работа сделана, ее надо оплатить. Но мэрия считает, что контракт не выполнен, хотя на самом деле осталось только провести публичные слушания и устранить недостатки. Но публичные слушания должна организовывать администрация Ульяновска, а она этого так и не сделала»,— сказал „Ъ“ представитель конкурсного управляющего института адвокат Александр Моисеев.
Ситуацией озаботилась и Общественная палата Ульяновской области (ОПУО), которая по этому поводу в середине апреля провела специальную рабочую встречу с экспертами и представителями заинтересованных сторон. Как отмечал на встрече член ОПУО, руководитель юридического агентства Алмаз Кучембаев, «если открыть информационно-правовой справочник «Гарант» и текст генплана, то помимо нормативного акта будет вставка, что он не действует по решению суда». То есть, по его словам, фактически в Ульяновске актуального генплана нет. «Проблема в том, что мы не знаем, почему много лет нет хорошего актуального и действующего генплана. И, похоже, не будем знать»,— заметил господин Кучембаев. В режиме конференц-связи представители РосНИПИ урбанистики заявили, что из-за неразберихи в мэрии, где разные подразделения «кивают друг на друга» и «перекладывают ответственность по оплате контракта», институт не может получить деньги и завершить работу. Впрочем, они же признались, что изменения, которые мэрия требовала внести после 2015 года, уже не входят в условия контракта, и они готовы устранить все замечания, «но уже в рамках нового договора».
«Генплан полностью устарел, и не только из-за того, что поменяли границы города. Мэрия уже давно меняет его фрагментарно, передвигая разрешенные зоны, когда это касается интересов крупных игроков, а гордума это потом утверждает. Если серьезный игрок, ему говорят, что генплан позволяет внести изменения, если менее влиятельный, отвечают, что в генплане недопустимо что-то менять, и в результате обращения среднего бизнеса остаются подвешенными»,— сказал „Ъ“ господин Кучембаев. Он считает, что необходимо начинать работу над подготовкой нового актуального генплана, объявлять конкурс на новый контракт, но во власти ему отвечают, что не могут этого сделать, потому что мешают незавершенные отношения с институтом урбанистики. Впрочем, отмечает член ОПУО, деньги ни на действующий контракт, ни на новый генплан у города в смету нигде не заложены, «такое впечатление, что существующая ситуация неразберихи даже выгодна чиновникам». «С мертвой точки вопрос не сдвигается. Это полное отсутствие желания у власти, наверное просто такая позиция всех устраивает»,— добавляет председатель ОПУО Дмитрий Ежов.
Получить комментарии и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Ульяновска Александра Семенова не удалось — в течение всего дня он был недоступен.
Впрочем, председатель комитета гордумы по строительству Дмитрий Плохих считает, что проблема решаема. По его мнению, «надо просто перешагнуть через контракт с Институтом урбанистики». «У них была простая задача, они ее не выполнили, их продукт уже не актуален и нам не нужен, надо сейчас начинать работу над новым генпланом»,— сказал депутат, заметив, что «деньги на это можно найти», и он «лично» занимается ускорением процесса.
Иного мнения зампред облправительства, министр строительства и архитектуры региона Алсу Садретдинова. «Мне происходящее не нравится. Я бы не взяла на себя такую смелость, чтобы сказать, что всю большую работу Института урбанистики надо выбросить. Надо его принять, начать по нему работать и приступить к подготовке нового»,— сказала вице-премьер, заметив, что «к градостроительной политике Ульяновска много вопросов, остающихся без ответа». Она пояснила, что в ближайшее время будут приняты управленческие решения, которые активизируют градостроительную политику в городе: «Надо обеспечить общественные обсуждения всех изменений, вернуть городу службу главного архитектора, возродить градосовет как необходимую экспертную площадку».