«Трамп волнуется о том, о чем стоит волноваться»
Николай Злобин в эфире «Ъ FM» — об инициативе президента США в сфере ядерного разоружения
Дональд Трамп призвал Россию и Китай избавиться от ядерного оружия: американский лидер предложил заключить новое соглашение на эту тему. Ранее источник CNN заявил, что администрация президента разрабатывает соглашение по сокращению ядерного вооружения с участием России и Китая. Предполагается, что документ будет касаться всех «вооружений, боеголовок и ракет». Новое соглашение должно прийти на смену так называемому СНВ-3, которое стало единственным ключевым документом о ядерном сдерживании после того, как в начале года Россия и США вышли из договора РСМД. Ведущий «Ъ FM» Петр Косенко обсудил ситуацию с президентом Центра глобальных интересов Николай Злобин.
— В Москве уже довольно предсказуемо отреагировали на слова Трампа. Россия готова рассматривать американские инициативы, правда, если получит конкретные предложения, заявил замглавы российского МИД Сергей Рябков. О чем это говорит? Москва все-таки готова обсуждать новую сделку?
— Обсуждать, наверное, Москва готова все, но здесь надо иметь в виду, что есть несколько серьезных подводных камней. Во-первых, предложение о полном отказе от ядерного оружия было выдвинуто еще администрацией Барака Обамы. Это так называемый проект Global zero, и какая-то работа уже проводилась в Вашингтоне, и среди американской элиты эта идея имеет некоторую поддержку. Предлагалось, и я так понимаю, Трамп продолжает эту линию, постепенное сокращение ядерного оружия с тем, чтобы через несколько десятилетий, например, к концу этого века, полностью отказаться от его использования или, по крайней мере, его наличия.
Дональд Трамп, президент США
"Я видел, как президент Путин в России заявил о том, что рад возможности помогать США с Ким Чен Ыном и Северной Кореей. Мы хотим избавиться от ядерного оружия, мы все должны. Россия должна избавиться от него Китай должен избавиться от него".
— Но ведь это выглядит скорее как утопия. Все великие державы признают, что ядерное оружие на сегодня является ключевым элементом сдерживания и баланса в мировой системе.
— Не совсем так, потому что один из аргументов, который в тот момент выдвинула Россия, был связан с тем, что если по ядерному оружию у нее действительно есть паритет, то в области обычного вооружения, конечно, американцы опережают намного. Так что Москве совершенно невыгодно отказываться от ядерного оружия, которое уравнивает ее шансы. То есть отказ от ядерного оружия приведет к необходимости резкого повышения российского военного бюджета, резкого увеличения армии и модернизации серьезной обычных вооружений.
Но проблема даже не в этом, а в том, что в последние два десятилетия — и об этом говорят и американцы, и русские, — стали появляться виды оружия, которые потенциально значительно превосходят эффект ядерного вооружения и не попадают ни под какие договоренности и ограничения, основанные на новых принципах вооружения.
То есть ядерное оружие постепенно, и это, видимо, логичный процесс, будет отходить в прошлое как оружие XX века, а сдерживающим фактором будут выступать некоторые другие виды вооружения.
В принципе, эта идея интересная, но, думаю, что это скорее попытка Трампа вовлечь Россию в некий диалог по вооружениям, продемонстрировать свою политическую гибкость. Он все-таки будет наверняка баллотироваться на второй срок, пытаясь стать президентом США еще на четыре года, и ему нужны какие-то дипломатические успехи. В этом плане его поведение достаточно предсказуемо. Я не вижу причин, по которым Россия должна отказаться от переговоров, по крайней мере, от разговора, дискуссии по этим вопросам.
Я только сделаю одно уточнение — кроме договора о ракетах средней дальности и так далее, еще с 1996 года действует очень важный, фундаментальный договор о запрещении ядерных испытаний. Вот он сегодня является главным сдерживающим фактором. Но новые виды вооружения потребуют отказа от этого договора — это понимают и в Москве, и в Вашингтоне, поэтому действительно какой-то разговор на эту тему надо начинать.
— А какой может быть позиция Китая в этой ситуации?
— География Китая, его географическое расположение подразумевает немножко иной характер структуры ядерных вооружений — это как раз упор на ракеты средней и малой дальности, которые были запрещены до сегодняшнего момента американо-российским договором. Но КНР был вне, так сказать, этого договора. Приграничные конфликты его интересуют гораздо больше, поэтому он развивал именно этот класс вооружений. Китай уже категорически выступил против любых попыток втянуть его в разговор об отказе от ракет средней и малой дальности. С Пекином, конечно, надо будет вести отдельный диалог. Но, с другой стороны, без участия КНР и ряда других стран в этом разговоре о сокращении ядерных вооружений, по сути дела, он станет бессмысленным.
— Мы знаем, что ядерный потенциал Китая на порядок меньше, чем российский или американский. Так выгодно или нет ему будет отказываться от своих нескольких сотен боеголовок?
— Китаю будет выгодно отказаться от этих боеголовок, если изменится потенциал основных ядерных держав. Все-таки у КНР достаточно мощная традиционная армия, но, с другой стороны, и те вопросы, которые страна в первую очередь пытается решить — это проблемы Юго-Восточной Азии — отнюдь необязательно решаются с использованием ядерного оружия. Но я думаю, что Китай пойдет на это с небольшим желанием, потому что разрыв потенциала действительно огромный. Пока Россия и США в разы не начнут уменьшать свой ядерный потенциал, что очень вряд ли, сомневаюсь, что Китай будет в этом заинтересован.
— В заявлении Трампа не прозвучало ни Великобритании, ни Франции — государств из пятерки великих ядерных держав. Почему?
— Думаю, потому что их потенциал не очень велик. Кроме того, Трамп планирует потенциально втянуть их в структуру своих переговоров через какое-то количество лет.
Но на нынешнем этапе нам скорее важно понять саму философию предложения Трампа — это действительно реальная разработка или пропагандистский шаг?
Кроме того, пока будут идти эти переговоры, а они могут продолжаться десятилетиями, наверняка появится еще ряд ядерных держав. Ведь сейчас уже есть Индия, Пакистан, вероятно, Израиль, которые тоже потенциально могут сказать свое слово. Так что Трамп волнуется о том, о чем стоит волноваться. Мы потеряли контроль над распространением ядерного оружия, теряем его все больше и больше. Оно попадает в большее количество рук, и это, конечно, является проблемой не только для двух ядерных держав, а для всего мира.