«Абрау-Дюрсо» понижает градус
Группа семьи Бориса Титова начнет продажу сидра
Крупнейший российский производитель игристых вин «Абрау-Дюрсо» выходит на новый рынок: этим летом он начнет продавать под своим брендом сидр из краснодарских яблок. Это зарождающийся сегмент, где конкуренция пока невысока. Но компания может столкнуться с нехваткой сырья, а бизнес осложняется высокими акцизами, предупреждают другие производители сидра.
О том, что ГК «Абрау-Дюрсо» начнет продажу сидра под одноименным брендом, “Ъ” рассказали в самой компании. Производство началось осенью 2018 года на собственных мощностях из яблок, приобретенных в хозяйствах Краснодарского края. «Абрау-Дюрсо» будет выпускать три вида сидра в бутылках объемом 0,75 л: полусухой, изготовленный резервуарным способом, а также полусухой и полусладкий, выдержанный классическим методом. Стоимость напитка пока не определена.
По словам представителя «Абрау-Дюрсо», первая партия в 10 тыс. бутылок будет поставлена в рестораны, кафе и магазины, входящие в группу, этим летом. В случае успеха «Абрау-Дюрсо» может расширить проект. Подобная схема тестирования новых продуктов применялась при запуске собственной артезианской воды «4 воды. Дюр-со», которая затем стала реализовываться и в федеральной рознице, напомнил представитель компании.
«Абрау-Дюрсо» семьи бизнес-омбудсмена Бориса Титова — крупнейший в России производитель игристых вин под одноименной маркой. Также выпускает тихие вина «Абрау-Дюрсо» и «Винодельня Ведерниковъ». Всего за 2018 год группа произвела 38,82 млн бутылок. По собственным данным, выручка компании в 2018 году была 7,66 млрд руб., чистая прибыль — 1,06 млрд руб.
Павел Титов, президент «Абрау-Дюрсо», в интервью газете «Ведомости», февраль 2019 года
Потребитель платит за пузырьки по принципу «дешево и сердито». Это тоже позиция, но она нам чужда
По оценкам представителя «Яблочного спаса» (выпускает сидр под брендом St. Anton) Семена Небольсина, в 2018 году в России было выпущено примерно 2,5 млн дал сидра и пуаре, при этом 90% напитка было сделано не из российских яблок, а из зарубежного концентрата. Производство с использованием плодов обходится в разы дороже, а поддержки со стороны государства нет, объясняет он. По словам господина Небольсина, в России так работает не более десяти компаний, которые совокупно выпускают около 150 тыс. дал напитка в год. Но, предупреждает он, для сидра требуются яблоки специфических сортов, которых в Краснодарском крае может быть недостаточно. Для производства 10 тыс. бутылок сидра «Абрау-Дюрсо» может потребоваться около 13 тонн плодов, подсчитал он.
Сидр — не первый для «Абрау-Дюрсо» запуск нового продукта в последнее время.
В конце 2018 года группа объявила о производстве коньяка «Абрау-Дюрсо 1870» на мощностях Дербентского коньячного комбината. В рознице десятилетний коньяк планировалось продавать по цене свыше 1 тыс. руб. за бутылку в 0,5 л (см. “Ъ” от 3 декабря 2018 года). Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз полагает, что сидр «Абрау-Дюрсо» будет представлен в среднем или премиальном сегменте. Так, французские марки Les Bulles Ardennaises и Bellot в магазине Winestyle доступны примерно по 1 тыс. руб. и 600 руб. за 0,75 л соответственно. Российский St. Anton в «Азбуке вкуса» стоит по 365 руб. за бутылку 0,7 л.
Господин Дробиз связывает интерес «Абрау-Дюрсо» к новым сегментам с существенным сокращением российского рынка игристых вин: за последние десять лет объем выпуска этой продукции сократился почти вдвое, до примерно 13 млн дал в год. По его мнению, снижение производства, в частности, связано с падением покупательной способности населения и высокой конкуренцией: «Диверсификация портфеля в этих условиях необходима». Основные сложности в производстве сидра связаны с относительно высокой ставкой акциза в 21 руб. на 1 л, говорит Семен Небольсин. Для сравнения: акциз на игристое вино с защищенным географическим указанием, которое выпускает «Абрау-Дюрсо»,— 14 руб. на 1 л, добавил он. Господин Небольсин надеется, что выход на рынок крупного игрока поспособствует снижению акциза.