Пулково определилось с реконструкцией
В расширение аэропорта инвестируют €0,5 млрд
По данным “Ъ”, оператор аэропорта Пулково «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) вложит во вторую очередь его реконструкции около €500 млн. ВВСС выбрал наиболее экономичную модель развития из трех представленных правительству Петербурга в мастер-плане, отказавшись от строительства отдельного терминала для лоукостеров. Эксперты полагают, что проект окупится в течение шести-девяти лет при условии сохранения сметы на первоначальном уровне.
По информации “Ъ”, ВВСС, оператор Пулково, инвестирует во вторую очередь его реконструкции €500 млн. Из трех вариантов модернизации инфраструктуры, представленных правительству Петербурга в мастер-плане (см. “Ъ” от 4 марта), оператор аэропорта выбрал первый, «умеренный».
ВВСС принадлежит Thalita Trading Limited, в которой у «ВТБ Капитала» — 25,01%, по 25% принадлежит РФПИ с пулом иностранных инвесторов и немецкой Fraport, еще 24,99% у Qatar Investment Authority. Оператор управляет аэропортом на основе ГЧП. Первая очередь реконструкции Пулково реализована в 2011–2015 годах и обошлась в €1,2 млрд.
Оператор отказался комментировать “Ъ” объем инвестиций, но сообщил, что вторая очередь реконструкции включает в себя строительство рулежной дорожки скоростного схода, базы аэродромной службы, монтаж дополнительных накопителей в посадочных галереях для выходов к перронным автобусам, установку автоматических стоек сдачи багажа, модернизацию коммерческой зоны внутренних воздушных линий. В северной посадочной галерее (международные рейсы) оператор планирует построить переходы с телескопическими трапами, в южной галерее — несколько переходов и перрон. Работы планируется завершить в 2025–2030 годах.
Александр Головин, глава комитета по транспорту Санкт-Петербурга, 25 октября 2018 года
Мы продолжим настаивать на том, чтобы Пулково-2 был задействован для лоукостерских перевозок
Более дорогостоящие варианты предусматривали строительство нового терминала для лоукостеров в южной части аэропорта или использование для обслуживания низкобюджетных перевозчиков терминала Пулково-2, который сейчас используется только во время проведения ПМЭФ или крупных спортивных мероприятий (ЧМ-2018). Но эти расходы могут окупиться только при либерализации визового режима и авиасообщения для Петербурга. Замгендиректора ВВСС Денис Павшинский отмечает, что говорить о развитии лоукост-перевозок в Пулково при стоимости оформления визы в РФ для иностранцев в €300 бессмысленно.
В 2018 году пассажиропоток Пулково достиг 18,1 млн человек при пропускной способности в 18 млн. В 2019 году ВВСС планирует установить стойки автоматической сдачи багажа, а также проверить возможные решения по обслуживанию пассажиров по электронным посадочным талонам, что позволит увеличить пропускную способность до 23 млн человек. ВВСС прогнозирует рост пассажиропотока до 25 млн человек к 2023 году и до 35 млн человек к 2039 году.
В пресс-службе РФПИ отказались от комментариев. В Fraport переадресовали “Ъ” в ВВСС. В «ВТБ Капитале» заявили о готовности поддерживать проект и инвестировать в него в соответствии со своей долей участия.
По словам источников “Ъ” в отрасли, на данный момент ВВСС окупил менее половины вложенных в первую очередь реконструкции средств. «Период окупаемости, как правило, составляет десять лет»,— пояснил собеседник “Ъ”. По информации “Ъ”, во второй этап реконструкции оператор планирует вложить собственные средства, часть суммы будет привлечена в банках. Соотношение собственных и заемных средств будет определено к июлю, после разработки финансово-экономической модели реконструкции.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что при сохранении текущих тенденций перспективы роста пассажиропотока выглядят для Пулково оптимистично. «Стабилизация курса рубля к евро приводит к опережающему росту спроса на полеты в Европу. При этом курс рубля остается привлекательным для иностранных туристов, и факторов, способствующих снижению въездного пассажиропотока, сегодня не наблюдается»,— говорит эксперт. По его словам, создание отдельного лоукост-терминала сегодня выглядит нецелесообразным: «На рынке наблюдается трансформация бизнес-моделей авиакомпаний — на одном самолете сегодня могут лететь пассажиры с невозвратными безбагажными билетами и пассажиры с полным набором услуг, что приводит к постепенному размытию самого понятия лоукостера».
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что в 2016 году пассажиропоток Пулково снижался до 13,4 млн человек, что объяснялось снижением потока на международных линиях. «Показательным будет 2019 год, когда мы увидим результаты по пассажиропотоку без наплыва туристов на ЧМ-2018,— считает эксперт.— Но реальных предпосылок к негативной динамике мы не видим. Можно прогнозировать, что с каждым годом поток будет прирастать на 8–12%, влиять на него будет в первую очередь популярность Петербурга как туристического центра». Окупаемость инвестиций во вторую очередь может составить шесть-девять лет. «Речь идет о проекте со сроком реализации более семи лет, за которые смета может увеличиться. Впрочем, у ВВСС вряд ли возникнут проблемы с привлечением дополнительных инвестиций или новых арендаторов»,— считает господин Жарский.