Скидки переваливают через порты
Угольная отрасль просит дисконта по всей транспортной цепочке
Участники совещания у губернатора Кузбасса Сергея Цивилева 22 апреля подытожили свои требования к транспортной отрасли: на период падения цен на уголь в Европе они просят операторов и стивидоров снизить стоимость их услуг, а ОАО РЖД — ввести скидку на перевозку угля на порты Северо-Запада из Кузбасса, Хакасии и Красноярского края. Также речь идет об увеличении в полтора раза биржевых торгов дизтопливом, рост цены на которое, в частности, привел к снижению доходов ОАО РЖД более чем на 20 млрд руб.
“Ъ” ознакомился с появившимся только сейчас протоколом совещания у губернатора Кузбасса Сергея Цивилева 22 апреля о ситуации на угольном рынке. Тогда участники рынка потребовали от ОАО РЖД скидки в 12,8% к тарифу на перевозки угля в направлении экспортных портов Северо-Запада в свете того, что конъюнктура на европейских рынках угля заметно ухудшилась, а разница между европейскими и азиатскими ценами установилась на уровне $20 за тонну (см. “Ъ” от 25 апреля).
В протоколе отмечается, что, хотя добыча угля в 2018 году выросла на 7%, а доля РФ на мировом рынке — до 15% (с 10% в 2011 году), последние месяцы 2018-го и первый квартал 2019 года «характеризуются устойчивой тенденцией снижения мировых цен на энергетический уголь». На 3 апреля цена угля в Европе упала с 1 октября 2018 года на 44% — с $100,75 до $56,74. Мировые индексы на базисе FOB Восточный снизились к средней цене 2018 года на 33% — с $109 до $70. Ситуация усугубляется ростом транспортных затрат, которые, по словам авторов документа, составляют более 50% в цене угля, а для большинства марок, отгружаемых из Кузбасса на Запад, в апреле достигли 70%.
Хотя в протоколе не зафиксирована большая часть счетных величин, в том числе и размер требуемой скидки, список рекомендаций от угольного сектора (они будут разосланы в администрацию президента, аппарат правительства, профильные ведомства и ОАО РЖД) весьма широк. Так, на период низких цен угольщики просят операторов снизить ставку предоставления вагонов, стивидоров — тарифы на перевалку, а ОАО РЖД — вернуться к утвержденной государством тарифной формуле «инфляция минус 0,1%», что фактически означает отмену экспортной надбавки в 8% и повышения тарифа на порожний пробег на 6%. Угольщики по-прежнему просят ОАО РЖД предоставить скидку при поставке на порты Северо-Запада угля из Кузбасса, Хакасии и Красноярского края. Также среди предложений — увеличение нормативов биржевых продаж дизтоплива с сегодняшних 5% до 7,5%. В протоколе говорится о росте цен на дизтопливо на 53–65% к уровню 2016 года. ОАО РЖД же отмечало удорожание дизтоплива на 24% и затрат на него на 23,4 млрд руб. как одну из причин падения чистой прибыли вчетверо в 2018 году.
У участников транспортной цепочки предложение о скидках по-прежнему не вызывает энтузиазма. Источник “Ъ” среди операторов говорит, что скидки и так являются элементом их коммерческой политики, к тому же значительные объемы угля поставляются по долгосрочным договорам, не подверженным росту ставки. Источник среди стивидоров отметил, что порты Северо-Запада уже давно стараются работать не по фиксированной ставке, а по плавающей, учитывающей колебания цены на уголь. Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов не стал комментировать принятые решения, так как их реализация «является частью коммерческой политики конкретных предприятий и очень индивидуальна», но выразил уверенность, что компромисс в каждом конкретном случае будет найден, поскольку в росте добычи, перевозки и перевалки угла заинтересованы все стороны.
Угольщиков можно понять в их стремлении поднять тревогу до того, как ситуация стала критической, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он отмечает, что и ОАО РЖД в условиях постоянно растущего грузооборота и перевозок, и многие операторы в условиях постоянно растущей доходности уделяют меньше внимания эффективности и качеству сервиса. Так, напоминает господин Бурмистров, Счетная палата указывала, что ОАО РЖД не вводит уже построенные на БАМе объекты, а оборот вагона замедлился, что грузоотправителей не устраивает. И если при ценах на уголь выше $100 за тонну маржинальность позволяла не обращать внимание на эти факторы, то на фоне убытков при поставке угля на экспорт через порты Балтийского бассейна неудовлетворенность услугами, цена на которые очень высока, а качество не соответствует ожиданиям, вполне обоснованна. Однако, отмечает эксперт, в среднем в 2019 году цены на уголь, скорее всего, будут более адекватны, чем в первом полугодии.