Террористы прикрывались таксистами
Боевик «Ногайской степи» раскаялся и получил 15 лет
Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) приговорил к 15 годам заключения участника диверсионно-террористической группы «Ногайская степь» Рустама Исмаилова. Вместе со своими подельниками, уничтоженными ФСБ или уже отбывающими сроки, он участвовал в подготовке трех терактов. В двух случаях боевики, убивая таксистов, закладывали в их машины бомбы, которые оставляли в людных местах. В результате взрыва одной из них пострадали почти 50 человек.
Судом и следствием установлено, что злоумышленники, среди которых был Рустам Исмаилов, первый теракт совершили еще в августе 2010 года, оставив заряженный взрывчаткой похищенный автомобиль «Жигули» с символикой такси у пятигорского кафе «Кейптаун». В результате взрыва пострадало 46 человек. Спустя месяц аналогичное преступление они готовили в Ставрополе, но их планы нарушил прохожий, сообщивший о подозрительной машине в правоохранительные органы.
Саперы, прибывшие по вызову к ставропольскому кафе «Глория», обнаружили, что у бомбы сломан таймер, к тому же взрывчатка, сделанная из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры, отсырела.
Как выяснилось в ходе следствия, для совершения терактов преступники подыскивали местных жителей, работающих таксистами. В Пятигорске они убили таксиста Александра Кима, оставили тело в лесу около села Садовое и начинили взрывчаткой его «Жигули». В Ставрополе бандиты пытались инсценировать «террориста-самоубийцу», оставив убитого выстрелами в голову таксиста Геннадия Толбоева за рулем.
Еще один террористический акт боевики планировали совершить в Железноводске перед зданием отдела внутренних дел, однако начиненная саморезами бомба была обнаружена в багажнике их автомобиля при задержании. В октябре 2010 года на трассе Ачикулак—Буденновск спецназовцы ФСБ, переодетые в гаишников, остановили для проверки документов машину террористов. Во время перестрелки были убиты лидер группы Рафаэль Исмаилов и его помощник Тамерлан Гаджиев. Еще четверо боевиков — Аслан Отепов, Исламхан Ибдурахманов, Анварбек Амангазиев и Ильдар Кайболиев были задержаны в ауле Тукуй-Мектеб Нефтекумского района Ставропольского края. Там же силовики обнаружили схрон с оружием и боеприпасами, которые преступники, как выяснилось, получали из Дагестана. Отепов, заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой, стал главным свидетелем обвинения против своих подельников, которым в 2013 году Ставропольский краевой суд назначил от 16 до 24 лет заключения. Отметим, что в суде они отрицали свою вину, утверждая, что были лишь «хорошими знакомыми» Рафаэля Исмаилова и Тамерлана Гаджиева, работали вместе с ними на стройке и занимались скупкой мяса на Ставрополье.
За это время младший брат убитого лидера группировки Рустам Исмаилов был дважды осужден мировым судом за мелкие кражи на полтора года лишения свободы. Только в апреле 2017 года сотрудники главного следственного управления Следственного комитета России (СКР) по СКФО возбудили в отношении него уголовное дело за участие в банде (ч. 2 ст. 209 УК) и нападение на правоохранителей (ст. 317 УК).
Верховный суд Дагестана признал его виновным в том, что в 1999 году он прошел специальную подготовку по подрывному и снайперскому делу в учебном центре «Исламский институт "Кавказ"« возле села Сержень-Юрт Шалинского района Чечни. Пройдя обучение, Рустам Исмаилов вступил в бандформирование Шамиля Басаева и Хаттаба. В ходе нападений боевиков, в которых принимал участие и Исмаилов, были убиты 33 военнослужащих, а еще 34 человека получили ранения. Суд приговорил Исмаилова к семи годам лишения свободы, смягчив ему наказание из-за возраста: на момент ряда преступлений он не достиг совершеннолетия.
В свою очередь, Северо-Кавказским окружным судом было установлено, что Рустам Исмаилов в декабре 2009 года вступил в диверсионную группу «Ногайская степь», руководил которой его старший брат Рафаэль. Боевики планировали вести террористическую деятельность в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях. Исмаилов, как полагали следователи, приобретал средства связи и автомобили для участников группировки, а также покупал компоненты, из которых изготавливал бомбы. На процессе он признал свою вину и раскаялся. В результате ему назначили 15 лет строгого режима с дальнейшим ограничением свободы на два года и штраф в 10 тыс. руб.
Как отметила официальный представитель СКР Светлана Петренко, на причастность к террористическим атакам в Ставрополье проверяются еще двое.