Елемедицинское обследование

Получив инвестиции в размере более 2 млрд руб., российская телемедицинская отрасль пока не добилась существенного развития. Несмотря на широкий спектр представленных ее игроками услуг, в 2019 году наибольшим спросом будет пользоваться онлайн-запись к врачу, а не дистанционные консультации. А до 30% телемедицинских компаний будут вынуждены уйти с рынка.

Хотели как лучше В первый год своего существования закон о телемедицине показал неплохие результаты внедрения онлайн-консультаций в медицинские организации страны. Так, в 2018 году телемедицину запустили 72% российских клиник, следует из опроса петербургского сервиса Ondoc. Однако продолжать телемедицинские консультации в 2019 году готовы только 67% опрошенных. Выходит, минимум 5% респондентов в 2018 году разочаровались в телемедицине.

Закон до сих пор дорабатывается принятием новых подзаконных актов, из-за чего отрасль до конца не отрегулирована, указывает представитель Ondoc Яна Кубрик. По ее словам, клиники ожидали большего спроса на телемедицинские услуги, но для этого нужны были маркетинговые усилия со стороны самих медучреждений. По оценке гендиректора «Мобильных медицинских технологий» (управляет сервисом «Онлайн Доктор») Дениса Юдчица, в 2018 году число телемедицинских консультаций в коммерческом секторе перешагнуло рубеж в 100 тыс. Но оценить, много это или мало, опрошенные участники рынка затруднились.

Одно из препятствий развития отрасли в России — высокая стоимость онлайн-услуг, отмечает директор направления цифровой медицины Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. Кроме того, только 20% населения доверяет свои личные данные медицинским организациям. Поэтому государство должно найти баланс между защитой информации и свободным обменом данными для успешного функционирования телемедицинских услуг, считает он.

Инвесторы обратились к доктору Рынок телемедицины начал формироваться в 2017 году, за год до принятия профильного закона: тогда на нее пристальное внимание обратили «МегаФон», МТС, «Медси», Сбербанк, «Яндекс» и другие компании, вложившие в развитие таких стартапов миллионы долларов. Изначально большинство сервисов включали в себя возможность проведения онлайн-консультаций с терапевтами и педиатрами по более низкой цене, чем в офлайн-клиниках. В течение 2018 года список предлагаемых услуг в условиях быстро растущей конкуренции расширялся. Но, как пояснял СЕО Doc+ Руслан Зайдуллин, предложение на рынке телемедицины уже во втором квартале 2018 года намного превышало спрос. Поэтому многие игроки, по его словам, были вынуждены демпинговать и соревноваться в количестве клиник, врачей и их специальностей.

В этой битве за пациентов телемедицинские сервисы стали активно сотрудничать с крупными лабораториями, например KDL, «Гемотест» и «Ситилаб», предлагая возможность дистанционной записи на анализы, их онлайн-расшифровку и хранение в электронной карте. Первопроходцами здесь были Doc+, среди совладельцев которого фонды Baring Vostok, «Онлайн Доктор», в чье развитие инвестировала группа «Ташир», и Doctor Smart сына основателя клиники «Медицина» Григория Ройтберга Павла.

Позднее компании стали привлекать узких специалистов, а также создавать высокотехнологичные проекты. «Онлайн Доктор», например, запустил продажи онлайн-программ для больных диабетом, включающие в себя консультации с эндокринологами. Doctor Smart создал проект «Второе мнение AI», позволяющий получить анализ рентгеновского снимка с помощью искусственного интеллекта. А подконтрольный Сбербанку DocDoc запустил продажи «умных» часов для пожилых, людей с ограниченными возможностями и детей, нуждающихся в связи с врачом.

Еще одним трендом на рынке в 2018 году было распространение телемедицины через страховые продукты, а также с помощью банкострахования, отмечает Денис Юдчиц. По его словам, эти направления включают в себя продажу телемедицинских услуг в банковском канале как отдельный сервисный продукт, так и в качестве комплексного предложения.

Некоторые участники рынка решили, что вместе им удастся привлечь больше пациентов. Так, DocDoc и «Онлайн Доктор» в апреле 2018 года объявили о партнерстве, в рамках которого последний будет предоставлять пациентам свои услуги на площадке федерального медицинского маркетплейса shop.docdoc.ru. А еще в конце 2017 года тот же «Онлайн Доктор» договорился о сотрудничестве с международной интернет-платформой поиска врачей и организации лечения Medigo, предложив клиентам «второе мнение зарубежного врача».

В то же время некоторые компании в 2018 году постигли неудачи. Так, вышедший еще в 2016 году в Санкт-Петербург Doc+ в мае прошлого года был вынужден отказаться от продвижения в городе, столкнувшись с низким спросом среди населения. А в феврале о перезапуске «МегаФон-Здоровье» объявил и «МегаФон», пообещав представить клиентам обновленный сервис с использованием электронной медицинской карты. Оператор обещает абонентам самостоятельный выбор медуслуги, врача и медицинской компании, «а также новые возможности по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни».

По рецепту Минздрава В начале 2018 года был принят подзаконный акт о порядке оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий, который установил, что консультации можно оказывать только из лицензируемого помещения клиники при наличии необходимого оборудования. С учетом того, что онлайн-консультации и так находятся в жестких рамках закона — поставить первичный диагноз и определить терапию можно только на очном приеме, новые правила вызвали недовольство представителей частных телемедицинских сервисов, считающих, что слишком жесткие барьеры снижают привлекательность рынка для бизнеса.

Препятствия возникли именно для IT-ком­паний. Им пришлось договариваться о проведении телемедицинских консультаций непосредственно с медучреждением, а не напрямую с врачами, которые могли бы дистанционно общаться с пациентами в колл-центре.

Впрочем, к законодательным барьерам удалось подстроиться. В рамках онлайн-консультаций врачи и ставят диагнозы, и выписывают конкретные препараты. Соответствующее тестирование ряда сервисов — Doc+, «Яндекс.Здоровье», «Онлайн Доктор» — провел „Коммерсантъ“. Правда, во всех трех сервисах диагнозы ставят в предположительной форме и для точного вердикта рекомендуют сдать анализы и провести очный прием у специалиста. Только в Doc+ в ходе тестирования врач не выписал никаких препаратов, отметив, что точная тактика лечения определяется после офлайн-консультации.

Но несмотря на все попытки участников рынка работать в жестких условиях регулирования и расширять спектр услуг, наибольшее количество телемедицинских консультаций дают врачи общей практики. К такому выводу в конце 2018 года пришли в Сбербанке. Причем в 71% случаев к врачам общей практики обращаются женщины. К врачам-специалистам, в свою очередь, чаще всего обращаются мужчины (72%).

Время вылечит Опрошенные участники рынка оценивают суммарный объем вложений крупных инвесторов в телемедицину за последние полтора года в 2 млрд руб. Но только часть продуктов на рынке вызвала интерес пациентов, констатировал исполнительный директор «Доктор Рядом» Денис Швецов на конференции „Коммерсанта“ «Телемедицина в 2019 году». По его мнению, при отсутствии изменений в законодательстве, которые помогли бы сделать телемедицину более доступной для пациентов, в 2019 году будет происходить консолидация и очищение рынка. До 30% игроков будут вынуждены его покинуть, прогнозирует руководитель.

Телемедицинские сервисы будут пользоваться все большим интересом у клиник, постепенно становясь востребованной и даже обязательной сервисной услугой современного медучреждения, считает Денис Швецов. Клиники и провайдеры медицинских сервисов станут драйвером цифровой медицины, уверен он, и на этой почве будут активнее развиваться проекты в области электронных медицинских карт, хранения и передачи медицинских данных, образования для врачей.

По мнению Дениса Юдчица, в 2019 году активно будет развиваться аналог упрощенной версии ДМС, у которой имеются комплексные возможности. Рынок идет по пути расширения услуг, и в нем уже есть составляющая взаимодействия онлайн и офлайн, в частности маршрутизация в лаборатории, на очные приемы. В 2019 году будет происходить выстраивание новых условий со стороны законодательства, классификация проектов по требованиям к информационным системам, для того чтобы получить доступ к порталу госуслуг, ЕСИА и иметь возможность идентифицировать пациента. Как только это произойдет, появится возможность идентифицировать и врача, и пациента, объясняет господин Юдчиц. С появлением идентификации двух участников расширяется горизонт возможностей: корректировка лечения после очного визита, назначение рецептурных лекарств и их онлайн-заказ, резюмирует господин Юдчиц.

Впрочем, пока перспективы телемедицины в России до конца не ясны. В 2019 году наибольшим спросом будут пользоваться все-таки не телемедицинские консультации, а онлайн-запись к врачу, считают 44% из числа опрошенных Ondoc представителей клиник. В востребованности непосредственно телемедицины уверен 41% опрошенных, удаленного наблюдения за состоянием пациентов — 37%, сопровождения — 34%, мониторинга пациентов с помощью носимых устройств — 24%.

МАРИЯ КОТОВА

Вся лента