Передайте на Госсовет
Парламент Татарстана формирует рабочую группу по студенческому проездному
Госсовет Татарстана намерен создать рабочую группу, которая проанализирует необходимость принятия законопроекта о льготном проездном на общественном транспорте для учащихся республики. Об этом вчера “Ъ” сообщила глава парламентского комитета по социальной политике Светлана Захарова. На принятии закона настаивают депутаты фракции КПРФ, которые считают, что обычные проездные студентам «стали не по карману». Коммунисты предлагают снизить их стоимость для учащихся на 50%. В парламенте утверждают, что «дело не только в проездных»: в республике необходимо создавать рабочие места для учащихся вузов.
С инициативой создать рабочую группу для разработки законопроекта, «направленного на обеспечение дополнительных мер социальной поддержки детей и молодежи в сфере транспортного обслуживания», выступил депутат от КПРФ Артем Прокофьев. Он сообщил “Ъ”, что направил письмо на имя спикера Госсовета Фарида Мухаметшина, в котором рассказал о жалобах студентов: «Проездные стали не по карману, и все деньги теперь уходят на то, чтобы добраться до места учебы». Такая ситуация, по словам господина Прокофьева, возникла после повышения тарифов на общественном транспорте в Казани с начала этого года. «Учитывая, что стипендии студентов очень малы, а некоторые учащиеся ее и вовсе не получают, повышение цен на проезд в общественном транспорте очень тяжело сказывается на их материальном положении»,— говорится в письме к господину Мухаметшину. Артем Прокофьев также отмечает, что «не лучше ситуация складывается и для школьников»: «Особенно затраты на транспорт становятся обременительны для семей, где два и более детей-школьников».
Напомним, в Казани и других городах Татарстана льготы для учащихся отсутствуют. Однако в начале этого года после повышения стоимости проезда на общественном транспорте Казани (разовая поездка за наличный расчет выросла с 25 до 27 руб., а общий проездной на 50 поездок за 750 руб. был отменен) на сайте Change.org появилась петиция в адрес президента республики Рустама Минниханова. Студенты потребовали ввести для них льготный проездной. Обращение подписали более 50 тыс. человек.
В марте КПРФ провела в Госсовете заседание «круглого стола» по этой теме. В его материалах было сказано, что проездной на все виды транспорта для студентов в Нижнем Новгороде стоит 1150 руб., в Санкт-Петербурге — 1035 руб., в Москве — 630 руб. В Казани безлимитный проездной на все виды транспорта сейчас стоит 2,5 тыс. руб., на автобус — 2,3 тыс. руб. Проездной на трамвай или троллейбус стоит 1,5 тыс., на один маршрут автобуса — 1,3 тыс. руб. В защиту студентов выступили представители вузов республики, которые считают, что «студенты обижены». Они предупредили, что если не оказать учащимся поддержку, то «могут быть и волнения». Участники «круглого стола» предложили «законодательно закрепить меры социальной поддержки учащихся в форме льготного проездного билета».
Вчера в Госсовете Татарстана “Ъ” сообщили, что Фарид Мухаметшин уже получил письмо коммунистов и передал его в работу своим подчиненным. «Мы создадим рабочую группу. Необходимо провести расчеты и дать какие-то предложения»,— сказала “Ъ” глава парламентского комитета по социальной политике Светлана Захарова. При этом она подчеркнула, что «дело не только в проездных»: «Необходимо повышение стипендий, заработка студентов. Должны создаваться специальные рабочие места для них. Все это мы будем анализировать».
Артем Прокофьев рассчитывает, что решение о проездном будет принято к осени. Депутат уже предложил свой вариант законопроекта, согласно которому «право на льготный проезд на всех видах муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам» может появиться у школьников и студентов очной формы. Предполагается, что государство будет оплачивать им не более 50% от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро). Такие меры поддержки должны действовать в течение всего учебного года, то есть «с 1 января по 30 июня и с 1 сентября по 31 декабря включительно», полагает господин Прокофьев.
Правительство Татарстана введение студенческого проездного не поддерживает. Власти отчитывались, что приняли решение увеличить вдвое финансирование «Транспортного гранта» (до 60 млн руб.), который ранее получали лишь 3–4 тыс. из 150 тыс. студентов республики. «Вопрос лежит в экономической плоскости»,— заявил на последней сессии Госсовета премьер-министр республики Алексей Песошин.
Министерство по делам молодежи республики приводило расчеты, что на проездной для студентов и школьников необходимо более 1,5 млрд руб. ежегодно. «Эта сумма явно завышена. Есть те, кто ходит пешком, добираются на место учебы на личном автомобиле или такси»,— возражает Артем Прокофьев. В его законопроекте сумма выпадающих доходов бюджета не представлена. По словам депутата, она будет зависеть от принятых на уровне правительства подзаконных актов, а также востребованности проездного.