Муфтий дал дорогу молодому
Нурмухамет Нигматуллин ушел на полгода раньше
Отставка председателя Духовного управления мусульман Башкирии Нурмухамета Нигматуллина, которую прогнозировали еще в ноябре 2018 года, состоялась вчера: ее единогласно приняли все члены президиума управления. Преемником 72-летнего муфтия, стоявшего у истоков ДУМ в 1992 году, может стать 29-летний выпускник факультета башкирской филологии и журналистики БГУ Айнур Биргалин. Вчера он был назначен исполняющим обязанности председателя управления. Среди причин ухода муфтия называют как его конфликт с первым президентом Башкирии Муртазой Рахимовым, так и разногласия с имамами.
Члены президиума ДУМ Башкирии (курирует работу более половины из 1300 мусульманских приходов республики) вчера единогласно одобрили решение о сложении полномочий председателя — 72-летнего Нурмухамета Нигматуллина, которое тот принял в прошлую субботу. Господин Нигматуллин был основателем управления в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства республики и ее первого президента Муртазы Рахимова. В ДУМ он останется работать в качестве советника.
Исполнение обязанностей председателя управления вчера было возложено на 29-летнего имама Айнура Биргалина. На эту должность предлагались также два других, более опытных заместителя муфтия — Аюп Бибарсов и Айнур Арсланов, но они взяли самоотвод. Господин Биргалин — уроженец Учалинского района Башкирии, выпускник факультета филологии и журналистики Башгосуниверситета, обучавшийся также в каирском институте «Аль-Азхар», ранее работал имамом мечети «Фатхислам», а осенью прошлого года введен в штат управления на должность заместителя Нурмухамета Нигматуллина. Сам муфтий уже тогда позиционировал господина Биргалина как своего потенциального преемника. Врио председателя ДУМ — активный пользователь социальных сетей: на него подписаны 5 тыс. пользователей сети «В контакте» и около 9 тыс. пользователей Instagram.
Нурмухамет Нигматуллин и Айнур Биргалин для комментариев вчера были недоступны.
Напомним, что полномочия муфтия, который в последний раз избирался в 2013 году, истекли в ноябре прошлого года. Но съезд для избрания нового председателя тогда решили не проводить, опасаясь непредвиденного результата голосования. Полномочия муфтия продлили еще на год, дав время на подготовку преемника.
Руководитель совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе Башкирии Вячеслав Пятков вчера сообщил, что решение об уходе муфтий принял самостоятельно. При этом он не исключил, что оно может быть связано с взаимоотношениями с фондом «Урал» Муртазы Рахимова, конфликт руководства ДУМ с которым длится с 2016 года.
«Думаю, он поступил так, поняв, что время требует движения, новых форм работы по строительству мечети Ар-рахим, по объединению исламской уммы. Возможно, он уже устал»,— отметил собеседник.
Подводя итоги работы главы ДУМ, господин Пятков поставил в заслугу муфтию объединение более 700 приходов, участие в создании Совета муфтиев в Москве. «Все-таки давайте отметим, что он (Нурмухамет Нигматуллин.— „Ъ”) свой исламский корабль вел в нужном направлении»,— резюмировал собеседник.
Новый руководитель управления должен быть избран на съезде имам-хатыбов в ноябре.
В Совете муфтиев России вчера дали понять, что окажут поддержку кандидатуре Айнура Биргалина, так как он «уже себя неплохо проявил», «показал, что может сплотить молодежь и бизнес-сообщество». «Будучи заместителем муфтия он проделал большую работу: объездил районы, встречался с имамами, мухтасибами, решал их вопросы. Его активность была замечена и республиканскими властями, и на федеральном уровне. Молодость не должна ему помешать, скорее наоборот, она ему поможет»,— отметил первый заместитель председателя совета Рушан Аббясов.
Противостояние руководящих сотрудников ДУМ с фондом «Урал» могло стать одной из основных причин ухода муфтия, полагает ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. «Других серьезных причин я не вижу,— отметил он.— Плеяда религиозных деятелей, которая пришла на волне исламского возрождения, сыграла очень большую роль. Но сейчас формат работы меняется. Сейчас нужно организовывать работу с молодежью. В этом плане муфтий, возможно, был немного консервативен».
Господин Мухаметшин добавил, что большой заслугой Нурмухамета Нигматуллина было «то, что мы не слышали о противостоянии двух духовных управлений, которые есть в Башкирии» — ЦДУМ России, которым руководит Талгат Таджуддин, и ДУМ республики.
Как сообщал „Ъ“, в 2016 году фонд Муртазы Рахимова прекратил финансировать строительство новой соборной мечети Ар-рахим в Уфе, заказчиком которой является ДУМ, а подрядчиком до последнего времени оставалась компания «Алтын курай», основанная Нурмухаметом Нигматуллиным, его замом Аюпом Бибарсовым и управляющим делами ДУМ Ильдаром Ишеевым. В фонде заявляли, что не доверяют подрядной организации, аффилированной с муфтиями, требовали устранить эту зависимость. После прекращения финансирования объект превратился в долгострой.
В фонде «Урал» пока не готовы комментировать, как смена муфтия отразится на перспективах возобновления строительства. «Мы будем ждать выборов главы управления»,— сказал представитель фонда Ришат Зайнагабдинов.
По информации „Ъ“, в строительство мечети намерены вмешаться власти республики, передав функции заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Республики Башкортостан», а подряд на строительство — тресту БНЗС.