Хамон не дает покоя российским производителям
Действительно ли зарубежная продукция может быть опасной
«Хамон и пармезан раздора» — глава холдинга «Мираторг» назвал «балаболами» противников запрета на ввоз продуктов из-за границы. Виктор Линник в интервью «Коммерсантъ FM» пояснил, что туристы угрожают продовольственной безопасности России. Ранее об этом же предупреждала Национальная мясная ассоциация в письме правительству. В документе предлагалось запретить частным лицам ввоз иностранной продукции для личного использования. Однако некоторые чиновники идею не поддержали. Какие аргументы приводят стороны? Разбирался Григорий Колганов.
Что нам хамон и пармезан, то российской хрюшке — смерть. Своим заявлением на прошлой неделе Национальная мясная ассоциация буквально огорошила страну. Оказывается, вместе с иностранными деликатесами туристы ввозят опасные для животных вирусы. В такие аргументы мало кто поверил, а потому отечественных производителей заподозрили в попытке передела рынка и увеличения собственных прибылей за счет новых запретов. Бизнесу пришлось оправдываться.
Глава «Мираторга» Виктор Линник в интервью «Коммерсантъ FM» подчеркнул, что никаких доходов не предвидится, а вот если ограничения не ввести, заплатят все: «Ввоз нескольких килограммов колбасы, сосисок, хамона с точки зрения экономики ничего не значат.
Основная проблема — это биологические и ветеринарные риски.
Последствия африканской чумы у свиней в России приводят к сотням миллиардов рублей убытков, которые также перекладываются на потребителя. В результате цены на свинину растут. Людям не дали пармезан ввести, так у них сразу личная трагедия. Из ничего истерику закатывают, балаболы».
Неужели угроза действительно так велика, что весь этот сыр-бор и хамон в придачу разгорелся на государственном уровне? Среди чиновников единого мнения нет. В Минсельхозе и Россельхознадзоре ограничения поддерживают, а замглавы Минпромторга Виктор Евтухов на предложение мясной ассоциации отреагировал с иронией и цитатами Жванецкого. Но мировой опыт показывает, что вопрос вполне серьезный, говорит директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. По его мнению, запрет на ввоз иностранной продукции однажды появится: «Правила очень многих мировых ветеринарных служб говорят, что багаж путешественников — один из основных каналов распространения такого страшного заболевания, как африканская чума свиней. Представим, например, что на дорогу упал кусок зараженной колбасы, который съел дикий кабан. После он контактировал с другими животными, и свиньи заразились, в результате уже разгорелся очаг эпидемии. Запрет необходим, и через некоторое время мы к этому придем. Нравится это или нет, но это нормальная практика».
А вот депутат Госдумы Геннадий Онищенко, он же бывший руководитель Роспотребнадзора и главный санитарный врач страны, не верит, что животное на мясокомбинате может заразиться от ввезенного хамона. Он отмечает, что ситуация с той же африканской чумой свиней действительно угрожающая, но причины не в зарубежной продукции: «Россельхознадзор не занимается своей работой, а рассказывает басни на протяжении 20 лет. Сегодня в результате их беспомощности, бездеятельности и неэффективности на территории нашей страны процветает африканская чума свиней, которая добралась уже до Мурманска. А такого рода причудливые заявления они заставляют делать Мясной союз».
Выяснить позицию Россельхознадзора не удалось, представитель службы не ответил на запрос «Ъ FM». Интересно, что, по мнению специалистов и игроков рынка, если бы иностранная мясная продукция ввозилась для продажи в магазинах коммерческим путем, угрозы для отечественных животных она бы не представляла, ее бы тщательно проверяли. Но она запрещена продовольственным эмбарго, и на новые ограничения в этой сфере россияне реагируют болезненно.
В прошлом году 14 стран сообщили о вспышке африканской чумы свиней. Больше всего очагов было зафиксировано в Польше, Румынии и Латвии. В нынешнем году вирус стремительно распространяется в Китае. В некоторых государствах штраф за ввоз свинины из опасных регионов составляет $6-30 тыс.