«Экипаж самолета сделал то, что должен был»
Летчик-испытатель в эфире “Ъ FM” — о действиях команды при аварийной посадке в Шереметьево
Самолет Superjet-100 авиакомпании «Аэрофлот» должен был в воскресенье вечером вылететь в Мурманск из Шереметьево, но сразу после взлета на борту начался пожар. Как сообщают источники агентства ТАСС, загорелся двигатель самолета. Борт экстренно приземлился в аэропорту. По другой версии, лайнер загорелся уже при аварийной посадке. Пассажиров эвакуировали по надувным трапам. По предварительным данным спасателей, пострадали несколько человек. Что могло стать причиной пожара? На этот вопрос ведущему «Коммерсантъ FM» Рамазу Чиаурели в прямом эфире ответил летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин.
— Звучат разные версии произошедшего, в том числе, что в лайнер могла попасть молния. Как вам кажется, что могло послужить причиной возникновения огня на борту?
— Думаю, что тут ситуация попроще. Дело в том, что французские двигатели, установленные на Superjet, достаточно надежные. Обычно причиной ЧП на взлете могут быть только два аспекта: попадание постороннего предмета — например, птицы, либо какое-то разрушение конструкции — допустим, лопатки, которая, попадая в газотурбинный трак, становится причиной пожара. Думаю, что в этом случае речь идет об одном из этих двух факторов.
— Сложные погодные условия в Москве не могли стать причиной возникновения огня?
— Ну бросьте, молния ничего такого не смогла бы сделать с двигателем. Повторюсь, они очень надежные. Скорее всего попадал какой-то посторонний предмет.
— На видео, которые есть в сети, видно, что самолет был охвачен клубами густого черного дыма и огнем. Откуда такое их количество? Только ли из-за того, что баки с топливом были полными?
— Дело в том, что самолет только вылетал и, естественно, топлива должно было хватить на весь полет, плюс еще на возврат обратно или до запасного аэропорта. Так что чтобы все это потушить, тоже какое-то время необходимо. Дело в том, что лайнер на взлете может «подсосать» все что угодно, в том числе любой металлический предмет. То есть какая-нибудь гайка отвалилась от шасси другого самолета, который до этого взлетал, и это могло привести к обрыву лопатки.
Владимир, очевидец ЧП в Шереметьево:
«Я собирался на рейс из Москвы в Саранск и переходил от одной стойки регистрации к другой, когда сотрудница аэропорта сказала, что самолет горит, и убежала. Я сразу подошел к окну и увидел черные клубы дыма, при этом открытый огонь был не так заметен. Но было непонятно, что горит. Оперативные службы аэропорта сработали оперативно и очень быстро затушили пожар».
— Как бы вы оценили действия экипажа? Заполненный топливом тяжелейший самолет садится в таких условиях… Как, по вашему мнению, вел себя экипаж в такой экстремальной ситуации?
— Экипаж сделал то, что должен был сделать. Кроме того, если самолет только вылетал, значит, экипаж уже получил какую-то информацию, скорее всего, он получил ее по своим приборам, параметрам, и все сделал правильно, принял грамотное решение и зашел на посадку.
Сергей, очевидец ЧП в Шереметьево:
«Все произошло неожиданно. Мы ждали свой рейс на Бангкок, который задерживался, когда мимо пробежал мужчина со словами, что горит самолет. Я сразу включил камеру и подошел к окну. Сначала было неизвестно, что произошло. Потом из новостей мы узнали, что это лайнер "Аэрофлота". На видео видно, как за самолетом тянулась черная полоса, а люди спрыгивали на землю на пике пожара по этой надувной подушке. Сейчас все рейсы задержаны, и нет никакой информации, в том числе и по громкой связи в аэропорту. Все новости мы узнаем из Сети. О пострадавших также не сообщается, сотрудницы аэропорта говорят, что это закрытая информация. Пожар уже потушен. Но самолет чудом не взорвался, потому что огонь полыхал сильно».