Парадоксы сценообразования
К строительству новой сцены Пермской оперы может быть привлечен Владимир Кехман
Власти Пермского края готовы потратить свыше 200 млн руб. на проектирование новой сцены Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Здание предполагается построить на одной из двух площадок в центре Перми. Стоимость работ, как ожидается, превысит 7 млрд руб. Как выяснил “Ъ”, к реализации проекта может быть привлечен бизнесмен и театральный менеджер Владимир Кехман.
Пермские краевые власти объявили конкурс на проектирование нового здания оперного театра в Перми. Цена контракта составит 221,5 млн руб., итоги конкурса планируется подвести уже 14 июня. Выполнить все проектные работы необходимо до декабря 2019 года.
Согласно техническому заданию, предполагается строительство здания общей площадью 32 тыс. кв. м. Зрительный зал должен быть вместимостью 1250–1350 мест (при площадке оркестровой ямы в уровень с полами партера) и 1150–1250 мест (при площадке ямы в уровень со сценой). Размер сцены — 27х21 м, оркестровая яма с тремя рабочими уровнями не менее чем на 100 музыкантов. В задании предусмотрен также концертно-репетиционный зал на 400 мест.
Главная неожиданность конкурса — проектировать театр будут с привязкой сразу к двум площадкам.
Первая территория — семь участков в микрорайоне Разгуляй возле сквера Татищева общей площадью около 21 тыс. кв. м.
Вторая площадка — так называемый квартал №5 (ограничен улицами Попова, Осинская, Окулова, Монастырская). Его площадь — 14 тыс. кв. м.
Эти две площадки изначально рассматривались краевыми властями в качестве приоритетных для размещения новой оперной сцены. Однако последний год в публичных обсуждениях проекта квартал №5 вообще не упоминался. На всех презентованных концепциях новое здание театра было «посажено» вглубь сквера Татищева, входя тем самым в общий культурный кластер завода имени Шпагина (здесь предполагается строительство нового здания для художественной галереи).
По информации “Ъ”, к варианту с кварталом №5 власти могли вернуться из-за проблем площадки в Разгуляе. Одна из них — сложные грунты, из-за которых трудно расположить комплекс в 32 тыс. кв. м на таком участке. Плюс необходимость изъятия земли, занимаемой сейчас гаражами и мебельной фабрикой. На участке расположена и подстанция для обеспечения движения трамваев — ее перенос также стоит денег. В итоге стоимость проекта может вырасти на 1 млрд руб.
Напомним, предполагаемые общие затраты на строительство здания оцениваются в 7 млрд руб. При этом краевые власти рассчитывают, что 50–95% средств выделит бюджет РФ.
Сейчас оперный театр занимает здание, построенное в конце XIX века, где вместимость зрительного зала составляет 847 мест.
В Пермском театре оперы и балета заявили “Ъ”, что указанные в документации параметры в целом согласованы с художественным руководителем театра, исполнительным директором и главным балетмейстером. «Уже то, что начались подвижки в плане проектирования новой сцены,— большое дело, задается динамика всей истории со строительством! Интрига с местом посадки здания должна разрешиться до конца года»,— прокомментировал объявление конкурса исполнительный директор театра Андрей Борисов. Вместе с тем он выразил озабоченность по поводу того, насколько проектировщики учтут все требования к функциональности и акустике, выдвинутые художественным руководителем театра Теодором Курентзисом: «Профессионализм тех или иных проектировщиков может снять возникающие вопросы к посадке здания или, напротив, создать их. Это надо понимать».
Между тем, как выяснил “Ъ”, у начинающейся стройки может появиться влиятельный куратор — художественный руководитель петербургского Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман. В конце апреля на закрытом для СМИ совещании у губернатора Максима Решетникова господин Кехман принимал участие в обсуждении будущей стройки. По данным “Ъ”, он представил свое собственное проектное предложение (согласно которому, в частности, фасады новой сцены должны на две трети состоять из стекла). Связаться с театральным деятелем “Ъ” не удалось.
Источник в правительстве Пермского края подтвердил, что господин Кехман участвовал в совещании, но его роль — «театральный эксперт». Краевой вице-премьер по вопросам образования, спорта, туризма и культуры Антон Клепиков не исключил, что Владимир Кехман может быть привлечен проектировщиками строительства новой сцены в качестве консультанта. «Новая сцена Театра оперы и балета — знаковый и сложный объект, и к его реализации могут привлекаться десятки экспертов»,— пояснил вице-премьер. Вместе с тем господин Клепиков подчеркнул, что «основные задачи по новой сцене по-прежнему ставят руководство края и художественный руководитель Теодор Курентзис».
По информации “Ъ”, господин Курентзис крайне негативно оценивает привлечение господина Кехмана к проекту.
Маэстро по-прежнему считает перспективным тот проект новой сцены Пермской оперы, который был разработан еще восемь лет назад архитектурным бюро Дэвида Чипперфильда. Этот проект мог бы доработать российский архитектор Сергей Чобан, уже участвующий в Перми в разработке концепции пространства «Завод Шпагина», говорит собеседник “Ъ”, знакомый с ходом переговоров.
В то же время другой источник “Ъ” предполагает, что господин Кехман привлекается с целью лоббирования — прежде всего в получении средств из федерального бюджета.
Эксперты сетуют на непрозрачность процессов, связанных с предстоящим строительством. «Не каждый день в РФ строят такие крупные инфраструктурные культурные проекты. Очевидно, что есть конфликт и его участники пытаются решить его в тени, привлекают новые фигуры и пытаются распределить ответственность за результат. Жаль, что нет общественного и экспертного обсуждения. Идея строить театр в Разгуляе мне представляется невозможной к реализации»,— полагает депутат Пермской гордумы и учредитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» Надежда Агишева.