МРСК Сибири нацелена на энергосетевое лидерство

Дочернее предприятие «Россетей» продолжит расширять структуру активов в регионах своего присутствия в Сибири и на Дальнем Востоке. В МРСК Сибири уверены, что усиление естественной монополии на сетевом рынке приведет к уменьшению издержек, надежности энергоснабжения и сдерживанию темпов роста тарифов. О планах компании рассказал ее генеральный директор Павел Акилин.

— Павел Евгеньевич, предлагаю начать беседу с наиболее актуальной темы: арктический циклон, который в апреле прошел по территории Сибири, наделал много бед и нанес существенный ущерб энергосистеме. Практически одновременно в Забайкалье вновь начали полыхать страшные степные и лесные пожары, которые уничтожали опоры ЛЭП. Как справилась с этим разгулом стихии МРСК Сибири?

— Циклон, принесший штормовые ветра, прошел с запада на восток по всей Сибири, и ремонтные работы пришлось проводить практически в каждом регионе, не пострадала у нас только Омская область, «Омскэнерго». Все остальные регионы задело в той или иной степени. Сильные повреждения и серьезная аварийная обстановка была на Алтае. Но благодаря тем мероприятиям по повышению надежности, которые мы проводили еще в 2017 и 2018 годах, основная сеть «не легла».

Практически во всех регионах мы в течение суток смогли восстановить энергоснабжение, исключением стал только Забайкальский край — там у людей случилась действительно серьезная трагедия, 14 населенных пунктов были задеты пожарами, более 400 человек пострадали. У нас в этом регионе обгорело много опор, обгорели в том числе и провода. Над устранением последствий в Забайкалье одновременно трудились 116 работников аварийных бригад. Было привлечено к восстановлению 48 единиц техники. Более ста опор мы уже восстановили, и если говорить об энергоснабжении, то все поселки региона сейчас получают энергию, все восстановлено. Вопросы, конечно же, остались — понятно, что, когда дома сгорели полностью, питание к ним мы не подключаем. Договорились с главами районов, что по мере восстановления этих домов будем выезжать и подключать снова.

В целом разгул стихии закончился 21 апреля, и я считаю, что наш коллектив этот вызов принял с достоинством и коллеги хорошо отработали. Большое им спасибо за это.

— Давайте от Забайкалья перейдем к региону, где возникли проблемы другого порядка, но, можно сказать, не менее серьезные. Я говорю о тех многомиллионных неплатежах, которые накопились в Хакасии и странном взаимонепонимании с местными властями Может ли ситуация там дойти до отключений, которые коснутся рядовых жителей?

— Начну с последнего вопроса. Я много заявлял и в прессе, и в частных беседах: добросовестным плательщикам за потребленную электроэнергию опасаться нечего. Это первое. Второе: прокомментировать то, что там происходит, я могу только двумя словами: не понимаю. Давайте посмотрим, как развивалась эта история. В прошлом году обанкротился «Хакасэнергосбыт». Он был лишен статуса гарантирующего поставщика, и с 1 апреля 2018 года эту функцию в регионе «подхватили» мы. То есть стали продавцом электрической энергии на территории Республики Хакасия. Во всех остальных регионах мы не являемся продавцом, а отвечаем только за доставку электроэнергии от производителя до конечного потребителя.

Далее. Банкротство хакасской сбытовой организации принесло нам 1,6 млрд руб. убытка. Затем потихоньку началось накапливание убытков на розничном рынке электроэнергии. Ситуацию взяли под контроль, сборы по населению возросли до 99%, сборы по прочим потребителям сейчас тоже в районе 100%. Была проблема с бюджетными долгами, но и с ними разобрались, и там идут стабильные поступления. Но вот отрасль ЖКХ нам «победить» долго не удавалось.

Первый звоночек с нашей стороны прозвучал в сентябре прошлого года, когда мы не стали включать котельные в отопительный сезон. Тогда действующий глава республики увидел, услышал. Стали разбираться в ситуации, поняли, в чем дело. Наметили пути решения этой проблемы, и власти региона нашли деньги в бюджете как для погашения бюджетных долгов перед нами, так и для погашения бюджетных же долгов перед ЖКХ. То есть тенденцию накопления задолженностей мы в тот момент сломали, рост задолженностей остановился. Уже к первым «белым мухам» мы котельные включили все-таки. То есть вся эта ситуация с неплатежами — это не сегодня возникшая проблема.

После сентября стала вырисовываться совершенно неприемлемая картина: сборы с предприятий жилищно-коммунальной сферы упали до уровня в 40%. Возникла очень сложная ситуация. К 1 ноября долг по ЖКХ вырос на 150 млн руб., к апрелю этого года — уже на 450 млн руб. То есть рост в 300 млн руб. за неполные полгода! Мириться с этим мы не могли.

Прежний гендиректор МРСК Сибири Виталий Иванов приезжал в Хакасию сразу после избрания нового главы региона, встречался с ним, объяснял, что есть такие проблемы, что с ними надо что-то делать. Он получил заверения, что проблемы будут решать, но решений так и не возникло.

В январе гендиректор нашей компании написал открытое письмо главе республики о том, что проблема продолжает нарастать и ею надо заниматься. Мы говорили о том, что надо остановить хотя бы прирост долгов. Говорили: «Давайте разберемся, почему это происходит». Предлагали для начала обеспечить хотя бы стопроцентные текущие платежи. Ничего не происходило, денег мы не получили. В итоге на ситуацию обратил внимание полномочный представитель президента в СФО, провел совещание с участием главы региона, руководителя МРСК Сибири. Дал поручения — четкие и понятные. Но и они не были исполнены.

В промежутке между этим мы предложили заключить трехстороннее соглашение между властями региона, предприятиями ЖКХ и нами. Местные власти нам сказали, что это незаконно. Хотя ничего незаконного здесь нет: почему нельзя заключить тройное соглашение, если власть должна ЖКХ, а ЖКХ должно нам?

Мы решили заключить двухстороннее соглашение с предприятиями ЖКХ. Первым условием были стопроцентные текущие платежи. Второе условие: мы тот долг, который накопился, были готовы отсрочить на два года. Далеко не все, но более 30 предприятий такой договор с нами заключили. Правда, ни одно из этих предприятий так и не выполнило своих обязательств по текущим платежам. Не говоря уже о просроченной задолженности. И мы в итоге расторгли эти соглашения, потому что они не работают.

Но и после этого так и не были исполнены поручения полпреда, а мы остались один на один с рядовым потребителем. Стало понятно: региональная власть ничего не сделала и не делает. И долги просто продолжают прирастать бешеными темпами. Соответственно, нам оставалось только законным образом пойти в суд и доказать, что мы имеем право перестать отпускать потребителю тот товар, за который он не платит.

— Ну то есть речь идет об отключении электроэнергии?

— Об ограничении отпуска электроэнергии. Это не отключение. И реакции от региональных властей мы дождались, только когда ограничили до уровня технологической брони две котельные. Что такое «технологическая бронь»? Это тот уровень обеспеченности энергией, который позволяет предприятию исполнять свои функции. При этом они должны самоограничиться, отключить офис, отключить склад. То есть перераспределить нагрузку так, чтобы предприятие продолжало выдавать тепловую энергию. Но почему-то у них это не получилось. Почему? Я не знаю. Причин может быть несколько: либо не могут управлять своим потреблением, либо уровень технологической брони, зафиксированный в документах, недостаточен, но тогда это вопрос опять же к самим коммунальщикам.

— Для рядовых жителей Хакасии чем обернулась эта ситуация?

— Она сказалась на теплоснабжении. Мы ограничили поставку энергии на котельную. А та либо не смогла перераспределить нагрузку, либо у нее оказался слишком низкий уровень технологической брони, недостаточный для обеспечения технологии.

Только после этого у меня состоялся разговор с главой республики, он прогарантировал, что лично займется проблемой неплатежей. «Я понял, услышал. Лично займусь этим вопросом, давайте не будем отключать потребителей, пусть не страдают простые граждане»,— вот что он мне сказал.

Мы вновь включили нормальное энергоснабжение на котельных и договорились с главой республики встретиться через неделю. Через неделю я приехал, встретился, и час мы ходили по кругу, обсуждая все что угодно, только не проблему неплатежей. То есть никакого конструктива, никакого владения ситуацией, никаких понятных и конкретных предложений и перспектив по урегулированию ситуации. Мы пожали друг другу руки и договорились о дальнейшем «конструктивном взаимодействии». Я сообщил, что мне остается только действовать в рамках законодательства в дальнейшем. Ведь отсутствие решения по проблеме неплатежей в Хакасии приводит к ухудшению положения МРСК Сибири, которая является основополагающей энергетической компанией региона.

После этого последовали заявления, что я в грубой форме чего-то требовал, прозвучали слова «саботаж», «шантаж», появились какие-то обращения к кому-то. То есть мой разговор на абсолютно хозяйственную экономическую тему был переведен в некую политическую плоскость. Хотя ни одного высказывания про политику я до этого не делал. Все время говорю о долгах, платежах и только об этом.

— Но вы могли бы как-то прокомментировать те высказывания, в которых руководство МРСК Сибири обвиняют чуть ли не в том, что оно выполняет чей-то политический заказ и специально оказывает давление на неугодного кому-то главу региона?

— Я не понимаю, как это комментировать. Я представляю отдельный хозяйствующий субъект, который находится в структуре государственной компании. Вы слышите где-то политику в моих словах? Ее нет. В моих словах есть только призыв к главе региона заняться хозяйством. А не политикой. Политика — это огромная составляющая часть его работы, но это точно такая же часть работы, как и решение хозяйственных вопросов.

— Как я понимаю, сейчас по Хакасии были даны новые поручения полпреда в СФО, так что будем надеяться на разрешение этой непростой ситуации. Давайте сменим тему: ваше назначение на должность руководителя МРСК Сибири состоялось сравнительно недавно, как оцениваете то наследие, которое вам оставил ваш предшественник Виталий Иванов? Все-таки именно при нем компания впервые с 2016 года перестала быть убыточной и начала генерировать неплохую прибыль. Изменятся ли с вашим приходом приоритетные задачи МРСК?

— Во-первых, надо отметить, что у нас в данном случае сработал принцип полной преемственности власти, потому что я пришел не с улицы, а в течение последних двух лет проработал в качестве первого заместителя генерального директора. Все вопросы и задачи, стоящие перед компанией, мне понятны. Те направления развития, где нам удается добиваться успехов, должны сохраниться. Приоритеты на безубыточность компании, безусловно, останутся. Если говорить о финансовых результатах первого квартала этого года, то мы получили 851 млн руб. чистой прибыли. Почти на 200 млн выше плана. При этом в целом по году мы планируем получить 1,1 млрд. Это к вопросу о финансовой устойчивости компании.

Сохранятся и приоритеты на цифровизацию. Задача внедрения передовых цифровых технологий стоит перед всей страной, и мы не можем оставаться в стороне.

— Тем более что сейчас МРСК Сибири заняла абсолютно лидерские позиции в этом направлении.

— Да, и эта тенденция остается. Например, Красноярск в этом году станет единственным городом России, у которого появится вторая полностью цифровая подстанция — к подстанции имени Сморгунова добавится цифровая подстанция «Молодежная».

— Еще одна тенденция развития компании — расширение ее присутствие в регионах Сибири. Озвучивались планы по вовлечению в структуру активов сетевых предприятий в Омской, Новосибирской, Иркутской области, на Алтае. Не приведет ли такая стратегия к тому, что рано или поздно МРСК Сибири получит контроль над 100% сетей в регионах своего присутствия?

— Мы к этому стремимся. Потому что наша компания по своей природе изначально является естественной технологической монополией. Согласитесь, бессмысленно, когда к дому подходит две энергосети и жители этого дома платят за содержание обеих? Конкуренция возможна и нужна, например, в генерации, где она может привести к снижению стоимости энергии для потребителя. Но в сетевом хозяйстве, где наша задача только в том, чтобы доставить энергию, конкуренция, наоборот, обходится потребителю дороже. Так что, если бы в Сибири действовала единая сетевая компания, это бы означало уменьшение издержек, надежность энергоснабжения и сдерживание темпов роста тарифов.

P.S.: Пока материал готовился к выпуску, полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло провел совещание в Хакасии. Он открыто заявил о «некомпетентности» властей республики и отметил «нежелание работать». Меняйло взял под личный контроль вопрос энергоснабжения региона и прогарантировал энергетикам решение вопроса неплатежей. В настоящее время ограничений в подаче электроэнергии потребителям в республике нет.

Вся лента