Регионы сели в электричку
Правкомиссия настаивает на полной оплате долгов перед ППК
Десять регионов не компенсируют в полном объеме выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний (ППК), следует из протокола правкомиссии по транспорту. Минтрансу поручено к 1 июля унифицировать договоры на транспортное обслуживание населения, которые должны предусматривать конкретный объем транспортной работы и равномерную компенсацию выпадающих доходов ППК. Впрочем, по мнению экспертов, главный шаг по улучшению ситуации был сделан несколько лет назад, когда регионам с задолженностью перед ППК перестали давать дополнительные субсидии на автодороги.
Согласно протоколу заседания правкомиссии по транспорту 23 апреля (есть у “Ъ”), в 2019 году выпадающие доходы ППК не компенсировали Воронежская, Тверская, Вологодская, Самарская, Курганская области, Еврейская АО, Мордовия, Чувашия, Ставропольский и Пермский края. При этом Еврейская АО, Курганская и Костромская области «на систематической основе не в полном объеме компенсируют выпадающие доходы ППК».
1,28 миллиарда
пассажиров планирует — в оптимистичном сценарии — перевезти в пригородном сообщении ОАО РЖД в 2025 году
Пригородное пассажирское сообщение субсидируется на федеральном и региональном уровнях. На федеральном обнуление НДС до 2030 года и снижение платы за инфраструктуру до 1% приносят пассажирскому комплексу около 42 млрд руб. ежегодно. Регионы же обязаны возмещать ППК выпадающие доходы, связанные с госрегулированием тарифов,— в целом около 11–14 млрд руб. в год. Но не все регионы это делают. В 2017 году выпадающие доходы ППК составили 13,3 млрд руб., а начисленные субсидии — 10,9 млрд руб., и если 31 регион компенсировал выпадающие доходы полностью, то 14 — менее чем 50%.
Все же ситуация значительно улучшилась, говорят в ОАО РЖД: в 2018 году из региональных бюджетов на эти цели выделено 12,9 млрд руб. (плюс 22% к 2017 году) с учетом долгов за прошлые периоды. В марте начальник управления пригородным комплексом ОАО РЖД Алексей Белянкин уточнял, что выпадающие доходы ППК в 2018 году составили 11,7 млрд руб., то есть выплаченная сумма их превысила. В 2019 году, говорил менеджер, выпадающие доходы составят 13,1 млрд руб., в бюджеты регионов заложено 12,7 млрд руб.
Замгендиректора ОАО РЖД Дмитрий Пегов говорил, что заработавшие с этого года методики ФАС по расчету экономически обоснованного уровня затрат перевозчика и ставок платы за аренду подвижного состава «сняли ряд острых вопросов между ППК и регуляторами, ранее ежегодно возникающих при проведении тарифных кампаний». Все регионы заключили договоры на транспортное обслуживание населения в 2019 году, но не все фиксируют в них объем транспортной работы, полную и равномерную компенсацию выпадающих доходов перевозчиков. В протоколе Минтрансу поручается до 1 июля актуализировать унифицированную форму договора на транспортное обслуживание с фиксацией транспортной работы.
В 2018 году перевозки пассажиров в пригородном сообщении составили 1,045 млрд человек, что на 2,9% больше, чем в 2017 году. За январь—апрель 2019 года перевезено 328,2 млн человек (на 4,7% больше, чем годом ранее).
В протоколе отмечено, что потребность ППК в обновлении подвижного состава до 2030 года (без учета Центральной ППК) оценивается в 1,7 тыс. вагонов. Эта цифра должна быть учтена Минтрансом, ОАО РЖД, Государственной транспортной лизинговой компанией и ВЭБом при актуализации программы обновления пригородного подвижного состава. Разработчики должны представить результаты к 1 июня и ускорить разработку финансовой модели и определение источников финансирования. По информации “Ъ”, конкретики в программе пока нет, хотя участники и подавали свои предложения. В ОАО РЖД поясняют, что цифра 1,7 тыс. вагонов является отправной точкой для долгосрочных планов закупки подвижного состава.
Глава Союза пассажиров Кирилл Янков отмечает, что предыдущий курирующий вице-премьер Аркадий Дворкович перестал давать регионам дополнительные субсидии на автодороги до тех пор, пока они не погасят задолженность перед ППК. С этого момента количество проблемных регионов сократилось в разы: раньше речь шла о десятках. При этом в трактовке понятия «непогашение выпадающих доходов» могут быть разночтения: регион и ППК могут расходиться в оценке пассажиропотока, зачастую ППК выставляют завышенные расходы к погашению. Сложность — в независимой оценке пассажиропотока и пофамильном учете льготников, говорит господин Янков: не во всех регионах эта работа налажена, хотя именно на региональном уровне они в основном предоставляются, при этом возмещаться должно 50–100% расходов на перевозку льготников.