Театр вышел на улицы
В Воронеже впервые показали променад-спектакли
Одним из главных событий проходившего с 29 апреля по 4 мая фестиваля негосударственных театров «Центр» стали спектакли «Орфей не придет» и «Число любви», развернувшиеся на улицах Воронежа. Это первые в Черноземье представители променад-театра, предполагающего активное участие зрителя в процессе – например, пешеходную экскурсию. Корреспондент “Ъ-Черноземье” Александр Прытков прогулялся по Воронежу с актерами и постарался уловить «серьезность» театрального эксперимента.
В прошлом году до Воронежа докатилась мода на иммерсивный театр, предполагающий более активное участие публики в театральном процессе, чем просто сидение в креслах перед сценой. 2018-й принес сразу несколько иммерсивных спектаклей, сделанных по канонам первопроходца жанра британской театральной компании Punchdrunk и ее российских последователей. Зрители ходили по разным комнатам за актерами, пытаясь по обрывкам диалогов разгадать детективные сюжеты.
Продолжил, но в несколько другом направлении, фестиваль негосударственных театров «Центр», который год назад инициировала Центральная управа Воронежа, а организовал независимый Никитинский театр. Впервые в Черноземье была представлена постановка в жанре променада, который предлагает зрителю принять участие в подобии экскурсии. Проекты в таком духе уже несколько лет популярны в России, а променад «Волшебная страна», поставленный в Ростове-на-Дону, получил в этом году «Золотую маску» в номинации «Эксперимент».
Изначально в рамках «Центра» планировалось показать site-specific-спектакль (такие постановки создаются специально под то место, где они происходят) «Мальчики» по роману лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»: задумка предполагала небольшое путешествие зрителей на электричке с железнодорожного вокзала Воронеж-1. Но от идеи пришлось отказаться по техническим причинам, вместо нее воронежцам показали два других проекта — «Орфей не придет» главного режиссера лесосибирского театра «Поиск» Олега Христолюбского (он и должен был ставить «Мальчиков») и «Число любви» петербургского постановщика Артема Томилова (его спектакль «Табортаборт» был показан в рамках «Центра»).
Режиссеры свои работы определили как нечто среднее между перформансом и спектаклем. В их основу легли тексты учеников организованной Никитинским театром школы драматургии. «Орфей не придет» написал Стас Маклаков, «Число любви» — Олеся Лихачева. Спектакли затрагивают извечные темы смерти и любви, но решены совершенно по-разному.
«Орфей не придет» играется только для одного зрителя. Сначала у морга он садится в машину к играющему таксиста актеру. Во время непродолжительной поездки по городу водитель под тревожную музыку рассказывает связанные со смертью истории («Видишь вон того парня с плакатом? Он требует сделать велодорожки, его девушку-велосипедистку машина насмерть сбила»), а затем привозит к водохранилищу. Зрителю закрывают глаза и ведут на пляж, по пути слышны записи заупокойных молитв разных религий. Непосредственно на пляже под фортепианный аккомпанемент можно почитать написанные на одеждах реплики пожилых людей о том, что они не успели сделать, сжечь заветное желание и поразмышлять о жизни и смерти под плеск волн.
Спектакль «Число любви» разбит на три части: «Слово», «Действие» и «Музыка». За пару дней до начала публика получает письма с текстом, лирический герой которого ходит по Воронежу и размышляет о самых разных вещах, в том числе немного о любви. В «Действии» небольшая группа зрителей в довольно быстром темпе следует за безмолвным актером (маршрут при этом не совпадает с тем, что был в присланном тексте), который то и дело достает из урн, строительного мусора и кустов распечатки любовных переписок и отдает участникам. Иногда фрагменты переписки отсылают к первому тексту. В конечной точке актер убегает, оставляя зрителей в недоумении.
В третьей части публика получает специально написанный к спектаклю саундтрек, который должен помочь в понимании «Числа любви», но внятности музыка не добавляет. По словам организаторов, опыт пережитого «сам по себе является художественным результатом».
Московский театральный критик Глеб Ситковский отметил, что променад-спектакли получили распространение в России, так как ставить их довольно дешево. «Зачастую они оказываются немножко халтурными, потому что вместо серьезных задач получается "Давайте побегаем и весело проведем время"», — добавил господин Ситковский. По его мнению, если подобные постановки ставят серьезные вопросы, дают отстранение от жизни, то их можно считать искусством. По данным организаторов, «Орфей не придет» посмотрело 40 человек, а «Число любви» — 60.
Как пояснила “Ъ-Черноземье” программный директор «Центра» Анастасия Цымбал, «Число любви» является фестивальным проектом, а «Орфей не придет», если получится уладить организационные трудности, останется в афише Никитинского театра. «Это энергозатратный проект»,— добавила госпожа Цымбал.
Чем примечательны воронежские иммерсивные спектакли
В апреле 2018 года в воронежском ночном клубе Palazzo с аншлагом прошла премьера иммерсивного детективного спектакля «Наследники» о разделе активов между родственниками после смерти миллионера...