«Они совершили, по всей видимости, еще одну ошибку»
Специальный корреспондент “Ъ” — о действиях пилотов при посадке SSJ 100
Ошибка пилотов — основная версия катастрофы в Шереметьево. Как стало известно «Ъ», именно к этому сценарию склоняются следователи. Трагедия произошла 5 мая. Самолет SSJ-100 компании «Аэрофлот» вылетел из Москвы в Мурманск, на борту было 78 человек. Экипаж принял решение экстренно вернуться в аэропорт, судно совершило жесткую посадку, после чего загорелось. Погиб 41 человек. Следователи считают, что с большей долей вероятностей трагедия произошла из-за серии ошибок, которые допустили пилоты, рассказал специальный корреспондент ИД «Ъ» Иван Сафронов.
— Почему доминирующей стала версия об ошибке пилотов?
— Исходя из опроса свидетелей, в том числе и самих пилотов, следователи и участники специальной комиссии прояснили примерную картину того, что происходило уже на посадке. По словам командира воздушного судна, непосредственным поводом для возвращения в аэропорт Шереметьево стало попадание молнии, электростатический разряд пробил часть фюзеляжа и вывел электронику самолета из рабочего состояния, и из-за этого он принял решение вернуться. К этой версии тоже возникли сразу вопросы у участников расследования, прежде всего потому, что даже с таким повреждением самолет вполне себе находился в летном состоянии, то есть не было никакой причины для того, чтобы сразу с полными баками, заправленными для полета до Мурманска, сажать самолет. Это было рискованно. Более того, по всей видимости, пилоты оказались не готовы к тому, что самолет перейдет на ручное управление, при котором автоматика перестает помогать в полной мере стабилизировать самолет, его положение в воздухе. По всей видимости, из-за этого они не предприняли каких-то попыток сжечь топливо.
Какие версии трагедии в Шереметьево рассматривает следствие
— А это было возможно с учетом того, что у них отказала эта техника?
— В ручном управлении двигатели работали абсолютно четко, и, судя по тому, что он совершил первый заход на круг, находясь в стабильном положении, теоретически участники расследования считают, что это было возможно.
— Но у них при этом связи с диспетчерами не было уже?
— Это тоже на самом деле большой вопрос, потому что Sukhoi Superjet, как и любая авиатехника, испытывается на удар молнии, и, более того, там по статистике 13 молний попадали в Sukhoi Superjet вообще за всю историю существования проекта, и ни разу не было таких критических последствий. Это тоже предстоит выяснить, но пока склоняются к тому, что не было каких-то особых предпосылок для того, чтобы сажать самолет сразу, то есть надо было все-таки выработать топливо. Если бы оно было скинуто, то даже при неблагополучной посадке шансов на спасение было бы больше.
— Но топлива там было достаточно много, то есть летать долго пришлось бы, учитывая, что были полные баки до Мурманска чтобы долететь.
— Да, тем не менее, все это описано в летных инструкциях. Но, опять же, здесь решение принимает командир воздушного судна. Помимо этого, когда они уже начали садиться на взлетно-посадочную полосу, они совершили, по всей видимости, еще одну ошибку. Ориентируясь на свои собственные ощущения и показания приборов, без учета автоматики, потому что она отключилась, они зашли на большей скорости, самолет начал несколько раз подпрыгивать в прямом смысле этого слова. И они совершили ошибку: они пытались прижать носовую часть самолета самостоятельно для того, чтобы его как-то стабилизировать. Вместо этого самолет начал прыгать, и после третьего прыжка стойка шасси, не рассчитанная на такую нагрузку, с учетом полных баков и практически полного салона пассажиров, подломилась, продавила топливный бак, топливо попало на работающий двигатель, и произошло возгорание.
— Говорят, что пилоты были опытными, почему это все произошло? В экстремальных условиях был приняты ряд неверных решений?
— Ряд неверных решений, совокупность которых привела к такой трагедии.
— Иван, правильно я понимаю, что даже при неработающей автоматике можно было иначе посадить самолет, иначе выстроить стратегию поведения в этой ситуации?
— Эксперты считают, что да. По крайней мере, участники расследования склоняются к тому, что командир воздушного судна и второй пилот должны были действовать в этой ситуации иначе.
— То есть это означает, что вероятно они будут главными виновниками?
— Расследование будет вестись сразу в нескольких плоскостях — это комиссия Международного авиационного комитета, Следственный комитет и другие силовые органы.
Им предстоит определить не столько вину конкретных людей, сколько восстановить всю цепочку, последовательность принятия решений наземными службами, техниками, готовившими самолет, пилотами, чтобы восстановить полную картину происшествия.
Понятно, что с большой долей вероятности будут рассмотрены все возможные версии, а также исключены в ходе расследования те, которые окажутся несостоятельными.
— По поводу самих Superjet, многие пилоты и эксперты в нашем эфире говорили, что были вопросы к этому самолету, говорили о технических проблемах. Ваши источники, эксперты разделяют такую точку зрения, что самолет ненадежный и не совсем безопасный?
— Скажу так, у любого самолет количество взлетов равно количеству посадок, только вопрос в том, какие это именно посадки. У Sukhoi Superjet пока каких-то чисто технических проблем не наблюдается. Но понятно, что еще надо дождаться расшифровки записей хотя бы одного из черных ящиков. Это должно произойти в течение ближайших дней.