Чем известен Генрих Новожилов
7 мая в Подмосковье простились с советским и российским авиаконструктором, создателем Ил-76 Генрихом Новожиловым. Он скончался 28 апреля на 94-м году жизни. Подробности биографии авиаконструктора — в справке “Ъ”.
Новожилов Генрих Васильевич родился 27 октября 1925 года в Москве в семье военного инженера. С началом Великой Отечественной войны вместе с матерью находился в эвакуации в Пензе.
В августе 1942 года после возвращения в Москву был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института (МАИ). С 1943 года — студент самолетостроительного факультета МАИ, который окончил в 1949 году.
Попал по распределению в опытно-конструкторское бюро при заводе №240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (ныне — Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина). В качестве инженера-конструктора участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14, штурмовика Ил-40, также был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54 (в серию не пошел). В 1956–1958 годах избирался секретарем парткома предприятия.
С 1958 года — заместитель главного конструктора бюро. Вел работы по турбовинтовому пассажирскому самолету Ил-18 и приемке его в эксплуатацию. С 1964 года — главный конструктор и первый заместитель генерального конструктора Сергея Ильюшина. Работал над проектом по созданию и запуску в серийное производство дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. В июле 1970 года после ухода Ильюшина на пенсию был назначен генеральным конструктором, ответственным руководителем предприятия.
Под его руководством в 1971 году был создан самолет военно-транспортной и гражданской авиации Ил-76. На его базе были спроектированы также военно-транспортные самолеты Ил-76МФ и Ил-76МД и другие. Также господин Новожилов руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86.
Избирался депутатом Верховного совета СССР (1974–1989), народным депутатом СССР (1989–1991). В декабре 2005 года оставил должность, занимал пост главного советника по науке руководителя предприятия. Был одним из инициаторов проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) в Жуковском.
Дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1981). Лауреат Ленинской премии (1970). Был награжден тремя орденами Ленина (1969, 1971, 1981), орденами «Знак Почета» (1957), Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1975), Дружбы народов (1992), «За заслуги перед Отечеством» I степени (2016).
Доктор технических наук (1975), профессор. Был действительным членом Академии наук СССР, а затем РАН. Автор ряда научных работ и 130 технических изобретений.