«Он создал то, что летает и будет дальше летать»

В Подмосковье простились с авиаконструктором Генрихом Новожиловым

Во вторник на Федеральном мемориальном кладбище Минобороны РФ похоронили почетного генконструктора авиакомплекса имени Ильюшина Генриха Новожилова. Проститься с создателем Ил-76 пришел весь российский «самолетостроительный бомонд», бросив на время текущие дела, в том числе связанные с последствиями трагедии SSJ 100 компании «Аэрофлот» в Шереметьево. Корреспондент “Ъ” Александра Джорджевич побывала на похоронах и констатировала, что главным вопросом для всех пришедших стало будущее российской авиации после ухода таких людей.

Чем известен Генрих Новожилов

Смотреть

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Ради похорон Генриха Новожилова был изменен порядок репетиции Парада Победы: над Федеральным мемориальным кладбищем Минобороны прошли военно-транспортные самолеты Ил-76 (одна из многих созданных им моделей). Три машины в рамках репетиции пролетели над Красной площадью, а потом отправились в Мытищи почтить память авиаконструктора. В тот момент, когда самолеты стало видно, караул Минобороны РФ дал несколько залпов из стрелкового оружия, звук выстрелов смешался с негромкими, но явно искренними аплодисментами. Все пришедшие проститься посмотрели на не по-майски чистое небо, где как-то даже играючи легко пронеслись тяжелые военно-транспортные самолеты.

Авиаконструктор Генрих Новожилов

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Генрих Новожилов скончался 28 апреля на 94-м году жизни. Он был последним дважды Героем Социалистического Труда среди нынешней номенклатуры оборонно-промышленного комплекса. Авиаконструктор трудился до последнего дня, каждый день ходил на работу, общался с коллективом, был «в повестке». О нем практически все и всегда говорили в превосходной степени, и кажется, что он мог подружиться с любым, с кем работал. Последние годы, когда предприятием руководил Алексей Рогозин, Генрих Новожилов был его главным советником по науке.

«Все, кто с ним сталкивался, знают, насколько это был мудрый и глубокий человек. <…> Несмотря на возраст, он никогда не был консерватором и много думал о будущем. <…> Его поддержка придавала силы»,— написал 1 мая в Facebook господин Рогозин.

Собственно, кроме Алексея Рогозина (он уже уволился из «Ильюшина»), который приехал попрощаться с Генрихом Новожиловым, на кладбище ранним утром собралось более 500 человек. В том числе вице-премьер Юрий Борисов, глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь и бывший первый вице-президент ОАК Александр Туляков, глава «Росавиации» Александр Нерадько, ректор МАИ Михаил Погосян, глава «Ильюшина» Юрий Грудинин и другие «ильюшинцы», бывший главком военно-воздушными силами Владимир Михайлов и другие военные.

Как всегда в таких случаях, говорили и о делах, и, конечно, без обсуждений трагедии с SSJ 100 компании «Аэрофлот», унесшей жизни 41 человека, на похоронах Генриха Новожилова обойтись не могло. Авиаконструктор не имел никакого отношения к этой машине и никогда не был напрямую связан с «Аэрофлотом», но многие присутствующие перед началом прощания так или иначе упоминали о катастрофе: рассуждали о причинах и возможных отставках, удивлялись масштабу, сетовали на постоянную занятость в связи с чередой встреч и разбирательств. «Я сейчас попрощаюсь и уеду, к сожалению, не смогу остаться, у нас в 10 часов (утра.— “Ъ”) совещание по Шереметьево, просто невозможно»,— сказал один из руководителей авиастроительной отрасли своему собеседнику. И даже когда пришедшие собрались в очередь, чтобы бросить по три горсти земли на гроб, в приглушенных разговорах то и дело всплывала тема Sukhoi Superjet.

На входе в поминальный зал раздавали алые гвоздики и красные розы. Выступавших с прощальными речами было немного: семья была рядом с гробом и общалась только лично со знакомыми и друзьями. Публичных заявлений от них не было. Первым выразил соболезнования Юрий Грудинин. Затем пригласили к трибуне Юрия Борисова. Вице-премьер подробно перечислил, к каким моделям самолетов Генрих Новожилов приложил руку, и получился огромный авиапарк: Ил-114, Ил-118, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-96.

«Мы прощаемся с легендарным конструктором, который вписал величайшую страницу в историю российской авиации»,— резюмировал вице-премьер Борисов и быстро покинул поминальный зал через отдельную дверь.

Пожалуй, самым трогательным за день стало выступление Юрия Слюсаря, который рассказал, что последние десятилетия Генрих Новожилов был для него «отцом авиастроительной отрасли», добавил, что сам не раз приходил к авиаконструктору за советом. «Избитый штамп про то, что мы осиротели, в данной ситуации является самым точным определением того, что произошло»,— сказал господин Слюсарь. После, уже на улице, глава ОАК находился с семьей Генриха Новожилова, редко отходя от них на несколько шагов. Командующий военно-транспортной авиацией России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, выступая в поминальном зале, говорил с большими паузами, явно расчувствовавшись, и подчеркнул, что Генрих Новожилов «создал то, что уже летает и будет дальше летать». Часть людей грустно переглянулась. Кто-то обронил: «Актуальное замечание».

Обернутый государственным флагом гроб с телом Новожилова доставили к могиле на пушечном лафете, который буксировал бронеавтомобиль «Тигр», в сопровождении почетного караула. Следовавшие за ними автобусы были набиты под завязку.

Место, которое было выбрано для погребения Генриха Новожилова, можно с уверенностью назвать почетным: пройдя прямо от поминальных залов до конца по центральной аллее, нужно повернуть направо, и сразу же там будет могила авиаконструктора. Некоторые пришедшие не преминули сказать друг другу, что «это даже лучше, чем на Новодевичьем кладбище».

Через некоторое время вся траурная процессия добралась до могилы. Когда гроб опустили в землю, заиграла музыка композитора Яна Френкеля к песне «Журавли».

Фотогалерея

Прощание с Генрихом Новожиловым

Смотреть

Вся лента