Юрий Чайка подтолкнул «мусорную реформу»
В Екатеринбурге прошло межрегиональное совещание с участием генпрокурора РФ
Генеральный прокурор Юрий Чайка на совещании в Екатеринбурге раскритиковал Курганскую и Челябинскую области за проведение «мусорной реформы». Претензии также были предъявлены тюменским предприятиям, занятым в обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО), за то, что они «не имеют обязательную профессиональную подготовку». В ЯНАО обнаружен дефицит мусорных полигонов, а в ХМАО — отсутствие инфраструктуры для обработки отходов.
В Екатеринбурге Юрий Чайка собрал на совещание представителей Дальневосточного, Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов. Оно было посвящено практике надзора в сфере обращения с ТКО. «Несмотря на трехгодичный подготовительный период, не все наши регионы смогли своевременно перейти на новую форму работы»,— рассказал господин Чайка. По его словам, оказались не готовы к «мусорной реформе» Курганская область, а также Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область. Челябинская область была названа одним из регионов, где с населения взималась плата за вывоз отходов по двойным квитанциям. Юрий Чайка предложил в ходе совещания найти пути решения проблем, связанных с реализацией реформы.
С 1 января большинство российских регионов перешло на новую систему обращения с отходами, согласно которой теперь за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора отвечают региональные операторы, которые были выбраны в результате конкурсов.
Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман призвал прокуроров совместно с органами экологического контроля «решительно реагировать на факты превышения норм вместимости полигонов». Официальные данные, по его словам, далеки от реальности.«В 16 регионах предприятия вообще не представляют статистическую отчетность об образовании и размещении ТКО. У организаций в 20 субъектах РФ даже нет паспортов на них. У государства не имеется полных сведений о классе их опасности, состоянии, потребности в переработке»,— пояснил господин Буксман. Среди проблем он назвал нехватку специалистов для ведения учета раздельного сбора и экологического контроля на предприятиях. По его словам, в Тюменской области к этой работе «нередко допускаются лица, не имеющие обязательную профессиональную подготовку».«Прошу возбуждать административное производство, требовать принятия мер вплоть до дисквалификации руководителей»,— подчеркнул он.
Председатель комитета Совета федерации по АПК и природопользованию Алексей Майоров перечислил проблемы северных территорий. «Значительная часть отличается низкой плотностью населения, отсутствием круглогодичного транспортного сообщения, удаленностью населенных пунктов, суровыми климатическими условиями. Затраты на обращение с отходами в отдаленных населенных пунктах очень высоки, по сравнению с организацией такой же деятельности в промышленных городах, что является дополнительным бременем для регионального бюджета»,— отметил он. Субсидии регионам, предусмотренные законом, распространяются пропорционально численности населения, что «серьезно усложняет шансы получения субсидий территориями с низкой плотностью населения». Господин Майоров предложил в отношении населенных пунктов с небольшой численностью населения, не имеющих круглосуточного автомобильного сообщения с местами размещения и хранения отходов, увеличить с 11 до 36 месяцев сроков накопления отдельных видов отходов. По его мнению, это позволит снизить затраты на транспортировку.
Председатель комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов похвалил ХМАО и ЯНАО за предусмотренное в их территориальных схемах по обращению с отходами раздельное накопление отходов (всего 20% субъектов учли данный пункт). «У остальных регионов либо не предусмотрено это в принципе, либо представлено в декларативной форме»,— уточнил он.
По словам руководителя Росприроднадзора Светланы Родионовой, ЯНАО входит в число «проблемных регионов», где есть дефицит полигонов ТКО.
«Часть этих регионов использует площадки временного накопления. По истечении 11 месяцев нам фактически некуда будет везти эти отходы. Все площадки временного накопления без запуска новых полигонов, мощностей — это на следующий год новые свалки, которые встанут на учет»,— заявила она.
По итогам встречи, господин Чайка дал несколько поручений надзорным органам, властям субъектов, касающихся взаимодействия и регулярного обмена информацией по реализации «мусорной реформы».