Uber недооценили на IPO
Почему инвесторы вложили намного меньше денег, чем планировалось
После первичного публичного размещения акций стоимость Uber оценили в $82 млрд. Это в полтора раза ниже, чем ожидали банки Goldman Sachs и Morgan Stanley. Инвесторы согласились выкупить акции за $45. В то время как в Uber рассчитывали, что бумаги будут продаваться по цене до $50.
Что пошло не так? Эксперты допускают, что для IPO было выбрано не самое удачное время из-за обострения торговой войны между США и Китаем. Но управляющий партнер инвестиционной компании RMG Partners Алексей Горячев считает, что причина во внутренних проблемах Uber: «Я бы не назвал это провалом. Во-первых, у Uber появилось много достойных конкурентов, во-вторых, у компании по-прежнему много юридических проблем — на некоторых территориях не так просто развиваться. Много лет агрегатор терял деньги даже на своем главном рынке — США. Что говорить о тех местах, где компания работает с трудом.
Мне кажется, что Uber сильно сопротивляется система и классические фирмы такси.
Основная проблема заключается в том, что, несмотря на то что Uber уже стал именем нарицательным как когда-то Xerox, он по-прежнему находится в положении большого стартапа. Тот же Lyft наступает ему на пятки. Но я верю в будущее Uber и надеюсь, что агрегатор будет развиваться, потому что это большой социальный проект, который позволил большему количеству людей за счет низкой цены использовать такси и дал возможность тем, у кого есть права, получить работу».
Акции Uber могут еще подешеветь, поскольку это не самая выгодная инвестиция, считает управляющий партнер корпоративного венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава: «Uber по-прежнему терпит существенные убытки. Если бы IPO отложили, я думаю, было бы еще хуже. На данный момент агрегатору нужны деньги, так как он не растет, но я считаю, что это невыгодные инвестиции, и акции после локап-периода упадут еще сильнее.
Uber сам пишет в своем проспекте, что компания может и не выйти на прибыльность в текущей бизнес-модели.
Все, конечно, меняется с появлением автопилота, но эта опция была выведена за периметр сделки. Это говорит о том, что все произойдет не так просто и быстро, как когда-то казалось. А без автопилотов бизнес-модель компании не очень устойчивая и, судя по всему, глубоко убыточная».
Несмотря на не совсем удачный выход компании на биржу, по своей величине IPO Uber входит в топ-10 на фондовом рынке США. Оно стало крупнейшим после публичного размещения акций Alibaba в 2014 году — стоимость составила $168 млрд.