«Мое мнение не играет роли»

Прямая речь: вы признаете независимость ДНР и ЛНР?

11 мая 2014 года непризнанные Донецкая и Луганская народные республики провели «референдумы о самоопределении», а уже на следующий день провозгласили независимость от Украины. Спустя пять лет “Ъ” спросил у политиков, общественных деятелей, бизнесменов и спортсменов, родившихся в Донецкой и Луганской областях, признают ли они независимость самопровозглашенных республик.

Сергей Юран, футболист, тренер (родился в Луганске):

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

— Конечно, я за. Посмотрите историю, Луганск и Донецк — это же совсем не Украина, и нам с бандеровцами не по пути. То, что происходит на Украине в последние 8-10 лет просто ужас. Только вспомните, что произошло в Одессе. А как себя ведет руководство Украины по отношению к Донбассу. У меня за это время погибло там много знакомых, друзей, одноклассников. Мне трудно на все это смотреть и принимать. Я считаю, что и Донецк, и Луганск вновь должны стать российскими. И спасибо большое нашему президенту Путину, что он не забывает Донбасс. Я часто созваниваюсь с Луганском, там у меня брат живет, друзья, так вот они просто счастливы, что Россия упростила для них получение паспортов России. Они плачут и говорят, что до этого мы были никто, какое-то «оно», изгои, болтающие, как неизвестно что и где, а теперь они начинают чувствовать себя настоящими людьми. Для них это начало возвращения домой, они сами так и говорят, и с большим нетерпением ждут этого.


Эдуард Пичугин, генеральный директор «Киностудии Ленфильм» (родился в Донецке):

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Донецк, Донбасс, Малороссия — это все неотъемлемая часть той страны, в которой я вырос. И я считаю, что со временем, пройдя через тернии, через сложности, наша страна все равно вернется к своим корням, к ситуации, когда нас ничто не будет разделять. Донецк, Донецкую область как и Луганск — Ворошиловград, Луганскую область всегда населяли мужественные люди, мы все вместе проходили страшные испытания, революции, войны. Так было и во время Великой отечественной войны, так, уверен, будет и в будущем. Я поддерживаю слова нашего президента — мы единый народ и для меня несомненным, верным является решение России выдавать паспорта для граждан ДНР и ЛНР, это абсолютно правильно. Я за то, чтобы, как можно быстрее закончить дискуссии по этому поводу. Мое личное мнение в том, что мы протянули руку своим братьям, которые хотят быть в одной семье. Крым, Малороссия — это наша общая Родина.


Юрий Кара, кинорежиссер, сценарист, продюсер (родился в Донецке):

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

— Я не знаю, причем здесь мое мнение, главное, чтобы как они себя чувствовали. Если они считают, что они независимы от бандеровской идеологии, то я думаю, что они вправе это делать. Я не гражданин Донецкой республики, но я уважаю их мнение. И если они хотят быть независимыми от этой вот профашистской идеологии, сжегшей Одессу и бомбившей их 5 лет, то конечно я их поддерживаю, они имеют право на ту жизнь, которую они хотят.


Константин Кузин, генеральный директор «Группа Мегаполис» (родился в Енакиево, Донецкая область):

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

— Это политический вопрос. Мне кажется ситуация очень простая там — это все искусственное сооружение, которое сегодня сделано. Понятно, что оно частично защищает интересы России, а частично русскоговорящего населения. Мне кажется, что люди, которые живут там они сами должны определиться, что они хотят и мое мнение не играет роли.


Анастасия Приказчикова, учредитель благотворительного фонда помощи детям с ДЦП «Подарок Ангелу» (родилась в Донецке):

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

– На этот вопрос нет прямого ответа, независимость определяют люди. Я всю жизнь жила между двумя странами: Украиной и Россией, а именно между Донецком и Москвой. В Донецкой области всегда жили люди пророссийские и проукраинские. После случившегося многие мои знакомые переехали в Киев, часть осталась в Донбассе, другие переехали в Россию. Люди сделали свой выбор в собственной независимости от ситуации. Если же отвечать на вопрос о ДНР, то положение республики слишком шатко, чтобы считать ее независимой.


Дмитрий Саблин, депутат Госдумы РФ (родился в Мариуполе):

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

— Конечно, за. И обязательно с Мариуполем. Я очень хорошо знаю людей, которые там живут. Это русские люди, с русской ментальностью, культурой. И там не забыли трагедию, что произошла 9 мая 2014 года, когда мирную демонстрацию мариупольцев, шедших отмечать великий праздник победы, просто расстреляли. Я не сомневаюсь, что 80 процентов жителей Донбасса, несмотря на тотальную пропаганду, хотят независимости. Эти земли никогда не были Украиной, вся Донецкая область это бывшие земли Войска Донского, там были станицы Донецк, Луганск, а Мариуполь вообще греческий город, в котором, наверное, каждый второй имеет какие-то греческие корни. А советская власть взяла и искусственно присоединила их к Украине, отделив от России. Я не сомневаюсь, что рано или поздно Донбасс вернется на исконную родину, вернется домой. Я также не сомневаюсь, что и с Украиной, рано или поздно, у нас будут прекрасные, братские отношения.


Оксана Бондарь, депутат Госдумы РФ (родилась в селе Прасковеевка, Донецкая область):

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— В первую очередь, надо рассматривать не идеи независимости, а решить вопрос продовольственной блокады, выплат пенсий и социальных пособий населению ДНР и ЛНР. Надо вернуть им гражданские права. Новый президент Украины Зеленский неоднократно декларировал, что он готов сломать эту блокаду, готов решить главные вопросы Донбасса и объединить Украину. Надо посмотреть, что он сейчас будет делать и какие шаги предпринимать в этом направлении. И вот уже после этого, может быть, стоить провести еще один референдум, который должен быть организован и проведен под таким контролем, чтобы ни у кого он не вызвал никаких сомнений, на котором все население Донбасса должно принять решение о том, чего они хотят больше всего. Жители Донбасса настоящие патриоты края, они сами должны решить этот вопрос. Сейчас у них есть возможность по упрощенной системе получить паспорта граждан России, и если кто-то решит идти в эту стороны, хорошо, а те, кто не захочет этого, также имеют право на такое решение.


Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке (родился в селе Артамовка, Луганская область):

Фото: PhotoXpress

— Донбасс это моя малая родина, и я считаю, что жители Донбасса имели право выразить свою волю на прошедшем 5 лет тому назад референдуме. За это время я трижды побывал на Донбассе и был очевидцем того горя, лишений и страданий, которые мои земляки претерпели от войны. Поэтому решение нашего президента об облегченной процедуре выдачи паспортов жителям Донбасса я встретил с удовлетворением. Это мужественный поступок Владимира Владимировича. Я думаю, что за эти 5 лет страданий, потерь, жители Донбасса заслужили это право. Угроза потери русской идентичности, культуры, языка, канонической православной церкви, в случае если представить себе возвращение этого региона в состав Украины, реальна. И вот этого я себе представить не могу, вот, это уже немыслимо… И происходящий сейчас процесс необратим, на мой взгляд.

Группа «Прямая речь»

Как жители непризнанных республик становятся гражданами России

В начале мая начал действовать упрощенный порядок выдачи российских документов жителям непризнанных республик Донбасса. В Донецке и Луганске официально открылись центры приема документов, а в Ростовской области — центры выдачи, куда новые граждане России будут приезжать за готовыми паспортами. За тем, как начинает работать механизм оформления новых граждан, наблюдал корреспондент ‘’Ъ’’ Кирилл Кривошеев.

Читать далее

Вся лента