Разгон цен

Какие автомобили растут в цене быстрее других

За последние пять лет цены на автомобили разгоняются не хуже гиперкара на гоночном треке. По данным «Автостата», с сентября 2014 года автомобили в России подорожали в среднем на 70%. При этом уже практически отыграна девальвация рубля, которую называли основной причиной взлета розничной стоимости машин. Судя по всему, цены на новые авто уже ничто не остановит.

Фото: Reuters

Страны и производители

Судя по данным «Автостата», за последний год рекордсменом по росту средневзвешенной цены на новые автомобили в России стал китайский бренд Geelу — по итогам 2018 года розничная стоимость этих машин взлетела на целых 48% — с 848,3 тыс. руб. до 1,255 млн руб. Далее в списке самых быстро дорожающих марок идут французский Peugeot (рост средней цены составляет 25%), японский Infiniti (22,5%), чешская Skoda (18,7%) и китайский Lifan (15,3%).

Из крупнейших по объемам продаж автомобильных марок на российском рынке за последний год автомобили Lada подорожали на 8,9%, Kia — на 11,5%, Hyundai — на 5,9%. Рекордсменами по наименьшему росту цен стали машины Subaru, что подорожали лишь на 0,9%, Suzuki — 0,4% и «УАЗ» — 0,2%. Впрочем, если верить статистике, есть на российском рынке три марки, цены на автомобили которых за последний год даже снизились. Речь идет о таких машинах, как Jaguar (–2,4%), Genesis (–5%) и Zotye (–7,3%).

Внутри модельного ряда каждого автопроизводителя разные модели дорожают неоднородно. Эксперты единодушны во мнении, что наиболее заметно увеличиваются в цене самые популярные модели и модификации. «Более заметен рост цен бюджетных, то есть самых доступных и ходовых на рынке, автомобилей»,— указывает Александр Сапов, руководитель сервиса по аренде автомобилей GetTransfer.com. По его словам, к примеру, седан Kia Rio в 2013 году в базовой версии стоил 460 тыс. руб. Сегодня его цена начинается от 728 тыс. руб., а в премиальной комплектации она переваливает за миллион.

Схожая ситуация с «одноклассником» Kia Rio — Hyundai Solaris. В 2015 году версия 1,6 МТ Comfort стоила 566 тыс. руб., за четыре года она подорожала в 1,5 раза — до 867 тыс. руб. Если говорить о моделях, стоящих на ступень выше бюджетных иномарок, то, по словам господина Сапова, здесь рост цен также значителен: Ford Focus дешевле 1 млн руб. можно найти только в рамках спецпредложений, компактный хетчбэк Volkswagen Golf сегодня продается по цене от 1,43 млн руб., а собранная в Питере Toyota Camry в топовой комплектации обойдется покупателям в 1,7 млн руб., что гораздо дороже, чем несколько лет назад.

Особенности комплектации

По данным российского подразделения международной компании GiPA, в России в последние годы особенно активно растут в цене наиболее ходовые модели. Например, лидер продаж размерного класса D+ Skoda Octavia в популярной комплектации Аmbition в 2016 году стоила 1,046 млн руб. а в текущем году ее цена увеличилась до 1,325 млн руб. А один из лидеров продаж в бюджетном размерном классе В+ седан Volkswagen Polo в 2016 году в комплектации Highline стоил 789,9 тыс. руб., в 2019 году его цена поднялась до 940,9 тыс. руб. В премиальном сегменте наиболее показателен рост цен на популярный Mercedes-Benz С-класса в комплектации Premium, который в 2016 году стоил 2,05 млн руб., а текущем году ценник на него уже был переписан на 2,45 млн руб. (см. таблицу 1). «Спрос рождает предложение. Чем более востребован автомобиль, тем больше на него можно повысить цену»,— поясняет Сергей Бочаров, технический директор «GiPA Россия». Он отмечает, что цена скорее растет на более популярную среднюю комплектацию, а минимальную комплектацию стараются не трогать, так как это «рекламная цена». «Такие машины покупают редко. По этой же причине их может просто не всегда хватать на складе»,— поясняет эксперт. Очередь на них, по его словам, может доходить до девяти месяцев. Он обращает внимание еще на один момент: чем машина дороже, тем значительнее она может подорожать в абсолютном выражении. Хотя бывают случаи, когда цены даже падают. Ярким примером, на его взгляд, может служить модель Volkswagen Tiguan в комплектации Highline, которая в свое время потеряла в цене 50 тыс. руб.

Фактор прогресса

Причин для роста цен на автомобили в России несколько. Во-первых, это уже упомянутое ослабление рубля. Во-вторых, на рост цены влияет увеличение налогового давления — в частности, рост НДС. «За последние годы рост цен на новые автомобили, если не считать негативной конъюнктуры курса рубля, обусловлен такими факторами, как повышение утилизационного сбора и ставки НДС до 20%»,— говорит Александр Разин, директор транспортной компании «Байкал-Сервис ТК». Он поясняет, что при производстве автомобилей, которые состоят из множества комплектующих, НДС платится фактически несколько раз и к стоимости конечного продукта прирастает как минимум 6–10%.

Важный фактор подорожания современных машин — это усложнение и совершенствование их конструкции. «Практически всегда рост цен связан с выводом на рынок нового поколения модели или ее обновленного образца»,— рассказывает Александр Разин. Он подчеркивает, что совершенствуются материалы, силовая конструкция кузова и системы безопасности, усложняется электроника, все более плотно внедряются IT-технологии, требующие не только окупаемости затрат на разработку, но и поддержки. «Не стоит также забывать, что регулятором вводятся новые, более высокие требования вроде обязательного оснащения комплексами экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС»,— отмечает эксперт.

Удорожание автомобилей — не только российская, но и общемировая тенденция. «Даже в относительно экономически стабильном Израиле популярный у потребителя кроссовер Hyundai Tucson в начале 2019 года стал стоить примерно на 5 тыс. шекелей (почти на $1,5 тыс.) дороже, чем в 2018 году»,— замечает Алексей Степанов, директор по продажам компании Mio Technology в России. При этом рост цен, например, на кроссоверы вызывает «волну подорожаний» на более бюджетные модели. По его мнению, основная причина подорожания не имеет прямого отношения к курсам валют и налогам: «Например, в 2017 году в развитых странах состоялся переход на новый так называемый стандарт WLTP, который предполагает изменение процедуры испытаний эффективности расхода топлива и оценки вредных выбросов. Такая экспертиза необходима, и это было доказано "дизельным скандалом" Volkswagen, но ее ужесточение влечет за собой дополнительные расходы, часть которых неизбежно переносится на потребителя».

Не забываем про скидку

В ближайшее время автомобили в России продолжат дорожать. Аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова предрекает, что рост цен в 2019 году коснется всех популярных моделей массового автомобильного рынка (Kia, Hyundai, Renault, Volkswagen, Toyota и пр.) и составит порядка 10%. «Наш прогноз — повышение цены на новые авто на 10% по итогам 2019 года,— говорит Сергей Бочаров из "GiPA Россия".— Понятно, что больше всего подорожают автомобили, которые ввозятся из-за границы и чей выпуск не локализован в России. При этом скорее медленнее всего будет дорожать массовый сегмент — "корейцы", Skoda, Lada. В этом сегменте очень тяжело будет преодолеть психологическую планку в 1 млн руб. для бюджетного автомобиля. Ну а больше всего подорожают премиальные марки, выпускающие новые модели,— Porsche, Range Rover — и "большая немецкая тройка" — Audi, BMW, Mercedes-Benz. Автомобили данного сегмента уже давно перешагнули барьер роскоши (цену в 3 млн руб.), и теперь их цены ничто не сдерживает».

Средневзвешенные цены на новые легковые автомобили в России (руб.)

Марка Средневзвешенная цена в 2017 году Средневзвешенная цена в 2018 году Изменение (%)
В целом 1333500 1438510 7,8
Иномарки 1546410 1669590 8
Российские 583370 627260 7,5
Audi 3163260 3428500 8,4
BMW 3739800 3808960 1,8
Chery 876740 933110 6,4
Chevrolet 734660 784490 6,8
Citroen 1357490 1398910 3,1
Datsun 531550 546760 2,9
Ford 1359640 1490520 9,6
Geely 848300 1255120 48
Genesis 3223050 3061180 -5
Haval 1357970 1443730 6,3
Honda 2145920 2223610 3,6
Hyundai 1082650 1146770 5,9
Infiniti 2740180 3356350 22,5
Jaguar 3783730 3691740 -2,4
Kia 1112990 1240750 11,5
Lada 561950 611890 8,9
Land Rover 5504170 5869330 6,6
Lexus 3953160 4065650 2,8
Lifan 712940 821840 15,3
Mazda 1693780 1830770 8,1
Mercedes-Benz 4233450 4476950 5,8
Mini 1663690 1759220 5,7
Mitsubishi 1972520 2011180 2
Nissan 1391100 1466820 5,4
Peugeot 1356440 1700600 25,4
Porsche 5201310 5413350 4,1
Renault 837390 877940 4,8
Skoda 1099740 1305940 18,7
Subaru 2154540 2173800 0,9
Suzuki 1319170 1324680 0,4
Toyota 2305970 2465890 6,9
UAZ 882790 884460 0,2
Volkswagen 1320020 1390570 5,3
Volvo 3241740 3570870 10,2
Zotye 973710 902470 -7,3

Источник: «Автостат».


Что делать рядовому потребителю в условиях продолжающегося роста цен на автомобили? Прежде всего не стоит забывать про различные акции и скидки, которые из-за конкуренции и волатильности рынка сейчас часто предлагаются в дилерских центрах. «Дилеры готовы отдавать машины с дисконтом, чтобы не допустить большого затоваривания складов. Но им необходимо зарабатывать, они готовы продавать машины в минус себе, устанавливая цену в договоре меньше закупочной на 20–30%, но при этом покупатель должен взять кредит, каско, ОСАГО, страховку жизни, дополнительные аксессуары,— рассуждает Сергей Бочаров.— В последнее время импортеры часто предлагают очень выгодные условия по кредиту вплоть до 0% годовых. А вот массовый сегмент до сих пор не отошел от падения продаж, маржинальность этих машин достаточно низкая, и получить большую скидку на такую машину вряд ли возможно. Таким образом, совет для потенциальных покупателей: если решили покупать новую машину, надо брать — дальше будет дороже».

Во многих случаях получить более выгодную цену помогает сезонность. Традиционно выгодными предложениями на модельный ряд уходящего года отличается декабрь. Бывает, что и в начале года дилеры избавляются от складских запасов авто прошлого года. Скидку также можно получить и в период спада покупательской активности в сезон отпусков — в июле, августе.

Ну и в любом случае нелишне будет перед покупкой авто поторговаться. «В условиях нестабильных цен ряд дилеров переходят на американскую методику продаж, когда менеджер имеет право варьировать цену в определенных пределах,— делится опытом Алексей Степанов из Mio Technology.— Как правило, в таких салонах вам будет задан вопрос о примерном бюджете покупки. Никогда не называйте даже приблизительную сумму — она может оказаться больше минимально возможной. Впрочем, если в вашем распоряжении есть рекламный буклет компании, то назовите цену на 20% ниже — не исключено, что продавец имеет право уступить вам 10% или предложить какие-то опции в подарок. Кстати, про опции. Зачастую именно они могут являться предметом торговли. Поэтому разумно не только сразу отказаться от заведомо ненужных, но и попытаться получить что-то действительно полезное в подарок — например, придравшись к какой-нибудь незаметной царапинке, вмятинке или иному дефекту, слабо влияющему на потребительские качества автомобиля».

Георгий Алексеев

Вся лента