Ночь в хостеле

Чем общежитие сегодня лучше отеля

Растущий рынок хостелов переживает глобальные изменения. Рынок покидают мелкие игроки, которых постепенно вытесняют крупные сети и институциональные инвесторы. Облик самих хостелов меняется — они все больше походят на бюджетные отели, где стоимость размещения не всегда низка.

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Хостелы становятся все более привычной формой размещения в путешествиях. По данным Ostrovok.ru, в прошлом году такой вид размещения выбрали 15% туристов, путешествующих по России, и 10%, отдыхавших за рубежом. При этом доля последних в этом году даже выросла. Компания Phocuswright предрекает ежегодный рост рынка по объему доходов на 7–8% до 2020 года.

Ключевые характеристики

Изначальная идея хостела — бюджетное средство размещения. В отличие от отеля этот формат предусматривает размещение в общей, а не в отдельной комнате. Гостям обычно предлагается место на двухъярусной кровати. В хостелах, как правило, не предусмотрены дополнительные удобства, которые предлагаются гостям в гостиничных номерах. В частности, их постояльцам лучше взять с собой все необходимые средства гигиены, позаботиться о тапочках и фене.

Если размещение в отеле предполагает значительную долю частного пространства, то хостел больше подходит путешественникам, готовым к общению с другими гостями. Собственники хостелов традиционно придают большое значение развитию общественных пространств. Наравне с апарт-отелями многие хостелы подходят путешественникам, привыкшим самостоятельно готовить еду: оба эти формата зачастую предлагают развитую кухонную зону.

Благодаря этим особенностям хостелам удается держать невысокую стоимость размещения. По оценкам Ostrovok.ru, ночь в барселонском хостеле обходится в среднем в 3 тыс. руб., в то время как за ночевку в отеле категории «три звезды» придется выложить 10,5 тыс. руб. В Москве разница похожая: ночь в хостеле стоит 1,1 тыс. руб., а в недорогом отеле — 3,8 тыс.

Немудрено, что хостелы традиционно пользуются наибольшим спросом у неприхотливых и небогатых молодых путешественников. CEO Ostrovok.ru Феликс Шпильман рассказывает, что 20% клиентов, выбирающих подобный вид размещения,— в возрасте от 18 до 24 лет. Туристам постарше (34–44 года) хостелы интересны намного меньше: они формируют лишь 12% бронирований. «Размещение в хостеле — это вариант более востребованный молодыми туристами, путешествующими в одиночку»,— рассуждает господин Шпильман. Выводы эксперта подтверждаются данными Phocuswright, согласно которым не имеют напарника 72% гостей хостелов.

Средняя стоимость ночи в различных средствах размещения июне 2019 года (руб.)

Апартаменты Хостел 1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд
Санкт-Петербург 3100 1300 2200 3100 4500 8900 20000
Москва 3400 1100 2300 2800 3800 5200 21000
Париж 14000 3000 6500 7500 11000 18000 38000
Барселона 10000 3000 4500 7500 10500 12800 25000
Ницца 7500 2300 4300 6500 9000 14000 32000
Прага 9400 2000 2500 3200 4500 7500 24000
Рим 6000 1500 4500 5000 5800 8500 19500
Салоу 4800 2800 3800 4500 5200 6000 7000
Аланья 2500 1500 2500 3000 3500 4500 7000
Берлин 7500 3200 4000 5000 5700 8700 11500
Милан 6500 3500 5500 6500 6800 11000 17000
Варшава 4000 2300 2700 3200 7000 8000 10200
Лондон 7200 3000 5200 8200 11000 16000 25000
Мадрид 6000 3500 3000 3500 9000 11500 20000
Вена 6400 1600 5000 6000 8000 9700 24000
Венеция 2500 4000 6000 7000 7700 13500 29000
Нью-Йорк 4000 7000 9000 12000 15000 19000 38000
Льорет-де-Мар 3000 1600 2700 4000 4500 5000 38000
Мюнхен 5000 1500 3500 4000 6500 10000 16000
Стамбул 1000 2900 3200 3500 4500 5500 6700

Источник: данные Ostrovok.ru.


Наш размер

В России резкий рост рынка хостелов начался всего несколько лет назад. Только по итогам прошлого года, согласно расчетам OneTwoTrip, число хостелов в стране увеличилось на 83%, до 1,6 тыс. на конец прошлого года. Такой скачок был связан прежде всего с быстрой окупаемостью бизнеса. Работающие на рынке консультанты неоднократно указывали, что доходность успешных проектов составляет 30–40% в год, в то время как для обычных отелей хорошим считается показатель в 15%. Второй фактор — небольшой объем вложений. Для открытия небольшого качественного хостела, как правило, достаточно 10 млн руб.

По данным 2ГИС, сейчас в России работают 1,78 тыс. хостелов.

Основной объем этого предложения сосредоточен в Москве — 719 объектов. В Санкт-Петербурге расположены 379 подобных объектов, а в Казани — 106. Средняя стоимость аренды места в хостеле в России, по расчетам «Авито Недвижимость», составляет 391 руб. за ночь. И Москва здесь далеко не лидер. Дешевле всего сдаются кровати в Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Сочи — дешевле 300 руб. за ночь. Дороже всего — в Екатеринбурге, где приходится платить в среднем 570 руб.

Грядут перемены

Волна массовых открытий хостелов в России, по всей видимости, в этом году остановится. Уже с 1 октября в стране начнет действовать поправка, фактически запрещающая хостелам работать в жилых домах. Готовиться к грядущим переменам российские предприниматели уже начали. Так в «Авито Недвижимость» указывали, что только в феврале этого года число выставленных на продажу хостелов выросло на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя стоимость предлагаемого потенциальным инвесторам объекта за год при этом снизилась на 13%, до 4 млн руб. В такой динамике нет ничего удивительного. Как следует из расчетов 2ГИС, 40% московских хостелов расположены в жилых домах.

Партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Усенко объясняет, что бум инвестирования в российский рынок хостелов во многом объяснялся как раз доступностью площадей, которые могли использоваться для открытия хостелов. «Это был отличный бизнес для мелких антрепренеров, со сравнительно невысокими барьерами к входу»,— замечает она. Но изменения в законодательстве, по мнению госпожи Усенко, изменят ситуацию, повысив стоимость входного билета на рынок.

По мнению экспертов, после краткосрочного сокращения рынка хостелов существенный интерес к формату у бизнеса и путешественников сохранится. Старший консультант направления индустрии гостеприимства CBRE Анна Тертычная объясняет, что в России число сетевых игроков среди хостелов минимально, у рынка есть огромный потенциал роста. «Часть точечных игроков уйдут, а оставшиеся начнут искать новые пространства, отвечающие требованиям и нововведениям»,— уверена эксперт. Увеличения на рынке доли средних инвесторов ждет и Марина Усенко. «Рано или поздно мелкие инвесторы и владельцы уступят место сетевым форматам, как происходит в других сегментах недвижимости»,— рассуждает она.

В прошлом году первый международный сетевой хостел Meininger Hotel открылся в Санкт-Петербурге. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас развивается сеть Netizen, основанная экс-совладельцем ритейлера «Азбука вкуса» Кириллом Якубовским. В этом смысле Россия — в международном тренде. Руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер вспоминает, что не так давно международная гостиничная компания Accor выкупила хостельный бренд Jo&Joe. «Сейчас объекты трансформируются, в них появляются расширенные общественные зоны, места для приема пищи, работы, общения, баланс дохода гостиничного оператора, соответственно, сдвигается в сторону ресторанной службы»,— рассуждает она.

Марина Усенко считает, что вместе с переменами в составе инвесторов модифицируются и сами хостелы. Низкая стоимость размещения, по ее словам, больше не их ключевая характеристика. «В современных проектах тарифы на размещение могут варьироваться от нескольких сотен рублей за ночевку в общей комнате до обычных гостиничных цен в отдельных номерах с индивидуальным санузлом»,— рассуждает госпожа Усенко.

Перспективные направления

Фото: HEMIS / BERTHIER Emmanuel / DIOMEDIA

Татьяна Веллер указывает, что хостельный бизнес традиционно хорошо развит в городах, куда прибывает большое количество молодых путешественников. Например, в Европе это Амстердам, Берлин и Будапешт. На внутреннем российском рынке, по мнению госпожи Веллер, категория путешествующей «модной» молодежи в большинстве городов практически неразвита. Исключение составляют, возможно, Москва, Санкт-Петербург и Сочи. На этом фоне структура спроса на российские хостелы несколько отличается от мировой. Вместо миллениалов здесь все чаще можно встретить школьные, студенческие и другие бюджетные туристические группы. В хостелах также часто останавливаются люди, приезжающие в крупные города в поисках заработка.

Глава сети «Хостел рус» Андрей Цай тоже обращает внимание на эту тенденцию. По его словам, в хостелах больших промышленных городов существует и деловой спрос: крупные компании часто бронируют места для рабочих, отправляющихся в командировку. В Москве и Санкт-Петербурге летом в хостелах охотно останавливаются абитуриенты, приезжающие для поступления в вузы. Господин Цай рассказывает, что осенью их сменяют «покорители столицы»: эти гости, как правило, остаются в хостелах до новогодних каникул. Затем они уезжают домой на новогодние каникулы, а после — снимают отдельное жилье или же возвращаются в родные города.

Анна Тертычная называет ближайшими конкурентами хостелов сдающиеся в аренду через онлайн апартаменты. Феликс Шпильман уверен: сравнивать аудиторию этих форматов не слишком корректно: «Апартаменты обычно выбирают семьи, так как это более бюджетный вариант размещения в перерасчете на человека, чем отдых в гостинице категории "три-четыре звезды"».

Александра Мерцалова

Вся лента