Совместный труд
Александр Щуренков о награде Chanel Prix des Metiers d'art
Поддержка редких и исчезающих ремесел международными компаниями и фондами — заметная тенденция последних лет. Ремесленным профессиям Европы во всем их многообразии была посвящена выставка Homo Faber, прошедшая в Венеции в сентябре 2018 года. В Fondazione Cini были показаны ателье, занятые тем или иным видом декоративно-прикладного искусства, демонстрировали свою работу мастера, владеющие редкими техниками, например такой, как роспись по книжным корешкам и блокам страниц. Среди участников выставки было представлено и знаменитое парижское ателье вышивки Lesage, принадлежащее Chanel.
Для Chanel сохранение живой традиции ремесел, в числе которых вышивка, изготовление пуговиц, обуви, работа с перьями, плиссировка,— часть стратегии компании. Сейчас в портфолио французского бренда уже 26 ателье, а с 2002 года помимо сезонных коллекций pret-a-porter и haute couture модный дом выпускает еще и «промежуточную» коллекцию pre-fall, которая носит название Metiers d'art,— в ее создании задействованы все ателье декоративно-прикладного искусства, входящие в состав Chanel. Одних только пуговиц, изготовленных вручную, на нее идет от 15 до 20 тыс. В 2020 году все парижские ателье бренда переедут под одну крышу центра ремесел в пригороде Парижа и займут площадь в 26 тыс. кв. м.
Фестиваль моды и фотографии в Йере, который на протяжении последних 34 лет показывает работы талантливых молодых дизайнеров и фотографов со всего мира, марка поддерживает с 2014 года, а в этом году впервые учредила специальный приз — Chanel Prix des Metiers d'art. Благодаря ему дизайнеры, участвующие в конкурсе фестиваля, получили возможность создать уникальные предметы с одним из десяти ателье Chanel — каждое из них было выбрано по возрастному принципу: чем старше участник, тем более «опытное» ателье ему досталось. В результате латвийский дизайнер Дита Еникова вместе с домом Lemarie сделала прозрачный пластиковый плащ, украшенный перьями, трио дизайнеров из Японии — Манами Тода, Юта Аназава и Тецуя Дои — при участии Atelier Lognon выполнили длинную плиссированную юбку, Эмилия Куурила с домом Causse — мужские перчатки, Милла Лентила с Atelier Montex — расшитый трикотаж. По эскизу Яны Монк в мастерской Desrues сделали набор металлических украшений-наперстков, Ройшн Пирс и Maison Michel создали головные уборы с ажурной вышивкой, Кристоф Румпф и дом Massaro — сапоги с драпировкой, Тина Швицгебель и дом Goossens — украшение из металла и керамики, Чун-Чен Танг и Les Ateliers de Verneuil-en-Halatte — серию аксессуаров для путешествий, а Люсиль Тьевр и дом Lesage — вышивки для рукавов топов и кожаных сумок, вдохновленные гобеленами художника Жана Люрса.
Главный приз — €20 тыс. на создание полноценной коллекции с именитым ателье, которая будет представлена на следующем, 35-м фестивале в Йере, получила ирландский дизайнер Ройшн Пирс. Коллекция головных уборов «Женщины в цвету» посвящена существовавшим еще в конце прошлого века приютам Магдалины в Ирландии, которые, по сути, были работными домами. Помимо ежедневного тяжелого труда в прачечных их обитательницы занимались также плетением кружева. Чтобы каждый предмет получился таким, как он был задуман, Ройшн Пирс вместо эскизов на бумаге сделала трехмерную цифровую модель и передала файлы Присцилле Ройер, креативному директору Maison Michel. Дизайнер была поражена, насколько точно мастерам ателье удалось воспроизвести ее замысел — поначалу ей даже показалось, что это не аксессуары из настоящей ткани, а трехмерная печать.
Помимо объявления победителя Chanel Prix des Metiers d'art, на 34-м фестивале в конце апреля были представлены работы лауреатов прошлого года, которым также посчастливилось сотрудничать со знаменитыми ателье. Дизайнерский дуэт Botter, получивший Гран-при жюри Premiere Vision, показал мужскую сумку, созданную совместно с Les Ateliers de Verneuil-en-Halatte. А фотограф Кейт Фичард и дуэт дизайнеров FandD, которым в 2018 году достался Гран-при Swarovski в категории модных аксессуаров, разработали концептуальную коллекцию, объединенную темой подводного мира и восприятия звуков под водой. Украшения и аксессуары выполнены в сотрудничестве с мастерами из домов Goossens, Michel, Lesage и Lognon.