Россиян включили в черногорский путч заочно
В Подгорице завершился «процесс века»
Высший суд Черногории вынес приговор по громкому делу о попытке госпереворота в день выборов 16 октября 2016 года. Два главных обвиняемых — граждане РФ, названные сотрудниками ГРУ,— заочно приговорены к 15 и 12 годам заключения, а два лидера пророссийского оппозиционного «Демократического фронта» — к пяти годам каждый. Впрочем, близкие к черногорскому руководству источники “Ъ” полагают, что завершение «процесса века» не приведет к новому осложнению отношений с Москвой, поскольку «обвинение выдвинуто не против России, а против отдельных ее граждан». С подробностями из Подгорицы — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Приговор, оглашенный в Высшем суде Черногории 9 мая, стал эпилогом процесса, который продолжался более полутора лет. Обвинение, занявшее 129 страниц, было выдвинуто против «преступного сообщества из 14 лиц». Главными обвиняемыми были граждане РФ Эдуард Широков и Владимир Попов, которых черногорская спецпрокуратура, расследовавшая дело, считает сотрудниками ГРУ. По ее версии, в 2016 году на территории Сербии они сколотили и финансировали группу сербских граждан, которые 16 октября, в день парламентских выборов в Черногории, должны были захватить парламент, ликвидировать премьера Мило Джукановича и обеспечить приход к власти пророссийского «Демократического фронта», чтобы сорвать предстоящее вступление республики в НАТО.
Главным связующим звеном между россиянами и группой заговорщиков, по версии следствия, был сербский националист Саша Синджелич, который получил статус свидетеля, находящегося под госзащитой. Он передавал полученные от Эдуарда Широкова деньги (более €200 тыс.), в том числе на покупку оружия, а также средства спецсвязи. Значительную часть доказательств передали Черногории спецслужбы Сербии — это записи телефонных переговоров Эдуарда Широкова с Сашей Синджеличем, фотографии их тайных встреч, изъятое спецоборудование. Польша предоставила информацию о том, что Эдуард Широков до 2014 года работал помощником военного атташе РФ в Варшаве, имел звание полковника, числился по документам Эдуардом Шишмаковым и был выслан по обвинению в шпионаже.
Суд признал виновными всех обвиняемых и приговорил их к различным срокам заключения. Эдуард Широков (Шишмаков) получил 15 лет, Владимир Попов — 12, а лидеры «Демфронта» Андрия Мандич и Милан Кнежевич — по 5 лет.
Гражданам РФ приговор вынесен заочно, так как Россия отказала в их выдаче. Вместо этого российская Генпрокуратура передала черногорской стороне их письменные показания. В них Эдуард Широков подтвердил, что дважды встречался с Сашей Синджеличем, а в Белград, по его словам, прибыл «для подготовки публикации об участии Дунайской флотилии в Первой мировой войне» и «сбора материалов о захоронениях русских солдат, погибших на Балканах в 1916–1924 годах». По утверждению Владимира Попова, в Белграде он «готовил репортаж о памятниках архитектуры Сербии и совершенно случайно оказался свидетелем встречи с Сашей Синджеличем в белградском парке».
Высший суд счел, что «личность Эдуарда Шишмакова подтверждена бесспорно, хотя госорганы РФ попытались скрыть это, выдав ему паспорт на имя Широкова за два месяца до выборов в Черногории». Суд подтвердил все обвинения в отношении россиянина, кроме одного — в подготовке покушения на черногорского премьера.
Москва, неоднократно отрицавшая свою причастность к попытке переворота, приговор черногорского суда проигнорировала. Зато его приветствовали на Западе.
«Это победа верховенства права, которая раскрыла дерзкую попытку России подорвать суверенитет независимого европейского государства»,— заявили в Госдепе США. Схожую оценку дал и глава МИД Великобритании Джереми Хант: «Обвинительный приговор двум сотрудникам российских спецслужб за провалившуюся попытку госпереворота служит еще одним примером того, как Россия пытается подорвать европейскую демократию».
Власти Черногории приговор суда оценили менее драматично и без увязки с каким-либо другим государством. «Черногория вновь показала, что ее государственность и независимость базируются на прочных основах верховенства права, которое никто не сможет поколебать»,— заявили в правительстве республики. А близкие к черногорскому руководству источники “Ъ” полагают, что приговор на «процессе века» не приведет к новому осложнению отношений Подгорицы с Москвой, поскольку «обвинение было выдвинуто не против России, а против отдельных ее граждан».
Вряд ли серьезно скажется приговор и на отношениях Черногории с Белградом, несмотря на то что большинство осужденных — сербы, а лидеры «Демфронта» призвали президента Сербии Александра Вучича «прекратить все контакты с антисербскими властями Черногории». Президент Вучич, который в свое время активно содействовал черногорскому расследованию, по некоторой информации, уже дал понять лидерам «Демфронта», что не готов из-за них свернуть связи с Подгорицей.
Не привел приговор Высшего суда и к дестабилизации обстановки в самой Черногории, хотя еще две недели назад Андрия Мандич грозил вывести людей на улицы и «поснимать кое-кому головы». Сейчас его адвокаты намерены лишь обжаловать приговор.
Впрочем, точку в «процессе века» рано ставить не только из-за возможных апелляций. Спецпрокуратура расследует еще одно дело — об отмывании денег на выборах 2016 года, когда, по ее данным, «Демократическому фронту» из-за рубежа нелегально поступило $15 млн. Кроме того, в самом разгаре и расследование в отношении группы из восьми иностранных граждан, которые в период подготовки к госперевороту обеспечивали для «Демфронта» логистику. Ее ключевыми фигурами значатся бывший сотрудник ЦРУ Джозеф Асад и гражданин Израиля Йорам Фриг, арестованный недавно на Кипре по запросу черногорского бюро Интерпола. Так что продолжение черногорского «процесса века» наверняка последует.