Медизделиям диагностировали рост
Счетная палата и отрасль разошлись в оценках их рынка в РФ
Счетная палата представила результаты аудита мер господдержки отрасли медизделий в РФ. По данным ведомства, рынок этой продукции растет, так же как и доля отечественных медизделий в госзакупках. Участники отрасли, впрочем, отмечают, что рост рынка в денежном выражении обеспечивают лишь колебания курсов валют, а в госзакупках среди всех подобных товаров доминируют расходные материалы.
По итогам 2018 года объем рынка медизделий составил 280,9 млрд руб., подсчитали аудиторы Счетной палаты (СП). По данным СП, с 2014 года объем рынка медизделий вырос в полтора раза, что отразилось на доле отечественных производителей в госзакупках: так, сейчас они занимают 24,3% вместо 20,9% четыре года назад.
Целью аудита СП была оценка эффективности мер господдержки медицинской промышленности по поручению президента. Расходы бюджета на поддержку медицинской промышленности в 2014–2018 годы превысили 21 млрд руб., еще свыше 2,8 млрд руб. на развитие отрасли направил Фонд развития промышленности. Однако при этом, посчитали в Счетной палате, развитие отрасли тормозит затягивание регистрации разработанных в рамках НИОКР новых медизделий при их выходе на рынок. Так, например, до сих пор регистрационные удостоверения не получили медизделия, разработанные в рамках 75 контрактов 2017 года. Впрочем, отмечают аудиторы, в ходе совместной коллегии Минздрав пообещал подготовить законопроект, который должен ускорить процедуру регистрации высокотехнологичного медоборудования.
Среди претензий к Минпромторгу аудиторы указали несоблюдение ведомством отдельных положений правил предоставления субсидий и риски невыполнения или затягивания выполнения планов импортозамещения в медицинской промышленности по 31 продукту. Также профильный специалист ведомства Сергей Агапцов указал на риски «формирования Минпромторгом недостоверной официальной статистической информации» — только треть из 2,95 тыс. компаний отрасли представили ведомству отчет о выпуске и реализации своей продукции. Чтобы решить эту проблему, Минпромторг, отмечают в Счетной палате, планирует подготовить единую цифровую аналитическую платформу по сбору данных об участниках рынка. Ведомство будет разрабатывать ее совместно с Росстатом.
В самой отрасли данные Счетной палаты вызвали недоумение. Как отмечает Наталья Розанчугова, исполнительный директор союза «Медресурс», рост рынка медизделий в 2014–2018 годах объясняется в первую очередь девальвацией рубля, ведь большая доля товаров на нем — иностранная. «Если же не учитывать этот фактор, то существенного роста на рынке нет в первую очередь из-за того, что все последние годы сокращается число наименований продукции»,— говорит она.
Процедура же регистрации, по словам госпожи Розанчуговой, сложна не только для продукции НИОКР, но и для всех остальных. Сейчас регистрацию новых медизделий регулирует отдельное постановление правительства, однако оно не устанавливает закрытый перечень необходимых для нее документов. Это делает возможным «любые проволочки со стороны чиновников, в результате выход на рынок занимает в части регистрации минимум год», говорит госпожа Розанчугова. Что касается роста доли отечественной продукции в госзакупках, то, по ее словам, растет число закупок простейших изделий — перчаток и шприцев, а высокотехнологичная техника по-прежнему закупается у иностранных производителей.
Уточнить объем рынка могли бы не полученные Минпромторгом данные от компаний, однако вряд ли погрешность составляет больше 10–15%, говорит гендиректор компании «Медитекс» Андрей Виленский. «Большинство компаний сдают статистику в Росстат, поскольку отказ от этой процедуры означает санкции. Статистика, которую собирает Минпромторг, дополнительная, и пока законодательно не закреплено, кто должен налагать штрафы за ее отсутствие»,— говорит он. Что касается появления на рынке электронной базы данных (оцифрованной анкеты для сбора данным от Минпромторга), то эта идея обсуждается уже лет пять, говорит он, хотя при наличии политической воли ее можно было бы ввести за два года.