Как перезапустить СНВ-3
Зампред Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов — о перспективах переговоров в области стратегических вооружений
Визит в Россию госсекретаря Майка Помпео и его предстоящие переговоры в Сочи с Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным пройдут на фоне неожиданного всплеска интереса США к диалогу с Москвой по вопросам стратегической безопасности.
Активность влиятельных американских политиков и военных, выступающих за продление действия Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), привела к внесению в Конгрессе США проекта соответствующей резолюции. Это — существенная подвижка в раскладе сил в американском истеблишменте.
Что лежит в основе подобного феномена?
Судя по поступающей информации, Вашингтон очень встревожили последние российские военные разработки. Заметно усилились позиции тех, кто предлагает возобновить переговорный процесс в сфере ограничения стратегических вооружений, чтобы «притормозить» и «вписать» в договорные рамки создание Россией качественно новых, более совершенных видов оружия.
Продление Договора СНВ-3 рассматривается в качестве необходимого стартового этапа реализации такого подхода.
Есть еще одно новое и крайне важное обстоятельство, вынуждающее США искать возможности договариваться с Россией. Дело в том, что вектор военного соперничества и гонки вооружений неуклонно смещается в сферу «борьбы за пространства» — завоевания приоритетных прав на разработку и эксплуатацию колоссальных природных богатств, находящихся в высоких широтах и океанических пространствах. Это — новый этап военного и экономического соперничества государств.
Глобальное потепление и создание новых материалов и технологий открывает новые возможности для добычи ресурсов в Арктике и глубинах океанов. Борьба за обладание ресурсами потребует огромных вложений в развитие военно-морских сил и видов вооружений, которые будут задействованы на новых театрах военного и экономического противостояния. Даже такая мощная страна, как США, не может одновременно проводить масштабную модернизацию традиционного ракетно-ядерного потенциала и создавать новые виды оружия, приспособленные для задач успешной «борьбы за пространства». В этой ситуации в США растет число тех, кто считает приоритетной задачу силового прикрытия соперничества в новых сферах.
Заявления американских политиков в отношении продления Договора СНВ-3 вызвали в Москве интерес, но российская сторона не спешит с определением своей позиции, резонно заявляя о необходимости получить более предметное представление об американских предложениях. Такая позиция во многом определяется снижением доверия к Вашингтону как к партнеру по переговорам и подписанту разоруженческих соглашений с учетом того, что США в одностороннем порядке отозвали свою подпись под Договором по ПРО и Договором о РСМД.
Как представляется, в российских интересах — вести дело к продлению действия СНВ-3 на пять лет, до 2026 года. При этом вряд ли стоит пытаться улучшить положения этого документа. Это, скорее всего, приведет только к срыву процесса продления.
Дело в том, что прежние переговорные команды США и РФ на разоруженческом направлении изменились, и потребуется немало времени для того, чтобы вернуться к необходимому уровню взаимопонимания, доверия и согласованности переговорщиков. Проблематичным представляется и утверждение любых изменений в договоре с учетом крайней взвинченности политической обстановки в США.
Между тем успешное продление Договора СНВ-3 могло бы иметь знаковое значение и сигнализировать о восстановлении динамики переговорного процесса по самым важным проблемам современных международных отношений.
Параллельно с работой по продлению СНВ-3 было бы важно вести разработку перспективной позиции по всему комплексу проблематики контроля над вооружениями. Наиболее существенными в этой связи представляются следующие задачи.
Прежде всего важно было бы утвердить «пакетный», всеохватывающий подход к разоруженческой тематике. Все более очевидно, что тематики стратегических наступательных вооружений и оборонных противоракетных схем органически связаны между собой. Поэтому в будущем соглашения в этой сфере должны носить комплексный характер. Гораздо более четко в новых условиях должны быть зафиксированы и ограничения сторон в отношении ударных средств морского базирования.
Снижение за последние 30 лет в несколько раз ракетно-ядерных потенциалов США и России не привело к адекватному уменьшению уровня военной опасности. Дальнейшее ограничение военной мощи сторон имеет смысл лишь при условии создания в мире климата доверия, неукоснительного следования достигнутым договоренностям, отказа от любых форм давления, в том числе санкционного.
В целом было бы важно попытаться поддержать первые ростки более взвешенного и ответственного подхода американских коллег к тематике ограничения вооружений. Успешный перезапуск СНВ-3 мог бы стать первым важным шагом на пути к восстановлению движения к более стабильному мироустройству.