Омск дошел до «красной зоны»
Область оказалась в числе регионов с высоким уровнем протестной активности
Омская область попала в десятку российских регионов с самой высокой протестной активностью по итогам апреля. По оценкам Института региональной экспертизы, также резко выросло число протестных акций в Новосибирской области и в Кузбассе. В то же время количество протестов существенно снизилось в Алтайском крае, который еще в январе лидировал среди сибирских регионов. Основными темами митингов и пикетов в Сибири стали мусорная и пенсионная реформы, проблемы обманутых дольщиков и оптимизация в системе здравоохранения.
Омская область стала единственным сибирским регионом, который вошел в десятку российских регионов с самым высоким уровнем протестной активности по итогам апреля. По данным рейтинга, опубликованного Институтом региональной экспертизы (ИРЭ), Омская область за месяц поднялась с 32-го на 10-е место. Акции, которые «подогрели» этот рост, по мнению авторов рейтинга: митинги против «антинародных реформ» и в поддержку свободного интернета, акции протеста обманутых дольщиков и пайщиков, а также пикеты против снижения уровня жизни населения и «за свободу народа против жестокой политики власти». Еще одним сибирским регионом с высоким уровнем протестной активности стала Хакасия: жители Саяногорска несколько раз выходили на митинги против роста тарифов на отопление. Республика поднялась в рейтинге с 30-го на 24-е место. При этом 25-е место заняла Новосибирская область, поднявшись сразу с 65-й позиции. Тематика протеста в регионе затрагивала как федеральную, так и местную повестку: новосибирцы выступали против застройки городских парков и строительства карьера по добыче песка в Ленинском районе, против участия России в военных кампаниях на Украине и в Сирии и нарушения прав граждан правоохранительными органами.
Существенный рост протестной активности отмечен экспертами в Кузбассе: регион поднялся с 63-й на 38-ю строчку. Самые заметные акции прошли в Анжеро-Судженске, где была объявлена голодовка в знак протеста против массового сокращения медицинского персонала. В апреле прошел ряд одиночных пикетов: «против Владимира Путина», против политики власти и по проблемам обманутых дольщиков, а также митинг против добычи и перевалки угля в поселке Мыски.
В зону с умеренным уровнем протестной активности (позиции с 34 по 67) вошло большинство остальных регионов Сибири. Так, на 47-й строчке — Алтайский край, который еще в январе 2019 года был в лидерах рейтинга. Также в этой зоне оказались Томская область (39-е место), Республика Алтай (58-е), Красноярский край (60-е). Низкий уровень протестной активности только в одном субъекте сибирского округа — Тыве. Она стабильно занимает 76-ю строчку.
В мае рейтинг повысится у многих российских регионов, а темы мусорного и социально-экономического протестов станут основными, говорит ведущий аналитик ИРЭ Николай Евдокимов. «Здесь прослеживается прямая зависимость: чем крупнее регион с точки зрения количества населения и урбанизации, тем выше уровень протестной активности»,— указывает эксперт. Если раньше основными темами протеста в Омске были экология, плохие дороги и пенсионная реформа, то сейчас это стали безграмотная реализация мусорной реформы, говорит омский политолог Иван Жуков. «Мусорная реформа провалена, и протесты по ней будут продолжаться, тем более что мусор пересекается с загрязнением воздуха. Виновные до сих пор не найдены, значит, возможность упрекнуть власти есть. Омск, несмотря на кажущееся "спокойствие", показал готовность людей мобилизоваться вокруг спонтанно появляющихся активистов»,— говорит он. В то же время Иван Жуков отмечает, что пока не видно стремления отдельных групп протестующих объединяться и координировать деятельность: «Власти в этом плане повезло».
По мнению председателя экспертного фонда «Сибирская политика» Игоря Украинцева, рост протестной активности в Новосибирске связан с накалом страстей вокруг осенних выборов мэра: «Выборы обещают быть конкурентными. Все чаще мы видим, что протест не находит возможности решиться кулуарно и выплескивается на улицы. Можно прогнозировать в связи с этим, что рост протестной активности будет только усиливаться». В Кемеровской области, считает Игорь Украинцев, протестные настроения будут зависеть от позиции властей, которые могут «провести работу над ошибками»: «Нарывы, которые были "под одеялом" при предыдущем губернаторе Амане Тулееве, сегодня все больше дают о себе знать».