«Сила SAP — в комплексности»
Гендиректор SAP — об особенностях работы на российском рынке и драйверах его роста в 2019 году
В апреле представительство SAP в России и странах СНГ возглавил Андрей Филатов, вернувшийся в компанию после девяти лет работы в IBM. По словам топ-менеджера, в ближайшие годы SAP сможет создать в СНГ инновационные проекты, заметные и в мировом масштабе. О том, за счет чего SAP удается наращивать выручку, почему бизнес переходит на облачные сервисы и какие задачи стоят перед компанией под его руководством, он рассказал в интервью „Ъ“.
— SAP для вас не чужая компания: вы начали работу в SAP CIS в 2007 году, возглавив подразделение по работе с клиентами, в феврале 2009-го стали руководителем «SAP Украина» и офиса в Казахстане. Но через год ушли в IBM. Теперь вы снова в SAP. Почему?
— Девять с лишним лет, которые я был вне SAP, достаточно долгий и важный этап как для предприятия, так и для страны. Я бы не сказал, что вернулся в ту же самую компанию. Сейчас другая ситуация, у меня абсолютно другая роль.
Я всегда относился к SAP c большим уважением и, уходя, сохранил связи и контакты. Возвращение было логичным, легким, так как я вернулся в хорошо знакомую мне среду.
— В должность главы SAP CIS вы вступили 15 апреля. По сути, прошел только месяц с того момента, как вы заняли позицию гендиректора. Вошли в курс? Какие задачи перед вами стоят?
— Месяц прошел очень насыщенно, мне нужно было в очень сжатые сроки войти в курс всех дел. Я прекрасно понимал, что у меня будет непростой стартовый период, компания занимает ведущие позиции на рынке, а чтобы быть в курсе и сразу вовлечься в работу, требуются большие усилия. Задачи — не только сохранить темп и результаты прошлого года, но и мыслить более амбициозно.
— По данным финансового отчета за 2018 год, подразделение SAP в СНГ и РФ, несмотря на санкции и ухудшение экономической ситуации в стране, сумело увеличить выручку и даже расширить штат сотрудников. Выручка составила €472,5 млн против €468,4 млн в 2017 году, прибыль за год выросла втрое — €23,1 млн против €8,7 млн в 2017 году. Что стало главными драйверами роста в минувшем году?
— Здесь нельзя говорить о какой-то одной причине, скорее о комплексе. Мы здесь давно, у нас значительно расширился портфель решений, это не только ERP, но и управление кадрами, поведением клиентов, существенно выросло количество аналитических решений. Спрос на них огромен.
К тому же цифровая экономика требует своих инструментов. Рынок существует в непростых экономических условиях, которые заставляют компании бороться за эффективность.
Глобально идет активное перемещение бизнеса в облака — нам, безусловно, очень помогает наличие в Москве собственного ЦОДа. Этот бизнес идет по нарастающей: все больше клиентов выбирают облако — это и определенная зрелость рынка, и клиентов.
— Какой рынок из числа ближнего к России зарубежья наиболее интересен с точки зрения ведения бизнеса? Чем отличаются партнеры и клиенты SAP в СНГ от российских?
— На протяжении своей карьеры я очень много времени занимался именно странами СНГ. Многие проекты, которые мы запускаем в России, через некоторое время повторяем в других странах. Российский рынок же, наоборот, очень часто бывает первопроходцем: мы периодически внедряем решения первыми в мире. Надеюсь, что на ПМЭФ расскажем еще об одном таком проекте.
Сейчас в СНГ власти меняют свое отношение к цифровизации и IT, а так как у них нет большого количества устаревших решений, здесь они могут себе позволить внедрять самые передовые технологии с нуля. Наш приоритет — Казахстан, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан. Узбекистан, кстати, переживает большие изменения. Мы уже говорили о нескольких проектах по цифровизации крупнейших банков, в том числе «Ипак Юли».
— Какова структура российской выручки SAP по итогам 2018 года? Насколько она неизменна от года к году? Из чего состоит бизнес SAP в РФ?
— Доходы ERP-бизнеса уже не являются основными. Из отраслей можно выделить металлургию, добычу. А также сектор быстрорастущих компаний, который раньше не ассоциировался с нами. Мы видим здесь хорошую динамику и фантастические проекты. Например, завод-робот «Черкизово». Представьте себе производство, где вместо 700 человек работают 200. Все процессы производства — от склада сырья и до упаковки — работают автономно. При этом завод может закрыть 30% российского спроса на сырокопченую колбасу.
— Результаты SAP в СНГ и РФ идут вразрез с объявленным властями курсом на импортозамещение в сфере IT. Казалось бы, при такой политике финансовые результаты иностранных компаний должны падать. В чем парадокс?
— Сила SAP в комплексности. Наши решения отвечают условиям по масштабированию, обработке больших объемов данных, отказоустойчивости и хранения данных, ведь от их качества зависит не просто бизнес, а ключевые для экономики направления. Мы можем дать сквозное решение компании любого размера и любой индустрии: от нескольких магазинов до миллионов сотрудников.
— SAP является автором концепции «интеллектуального» предприятия, идея которой заключается в передаче компанией всех действий, обычно выполняемых человеком, технологиям. Есть примеры с клиентами в России?
— Ключевая идея «интеллектуального» предприятия — объединение всех систем и данных — и на ERP и на MES-уровнях — на базе единой платформы, где все работает в режиме реального времени, поддерживается такими технологиями, как машинное обучение, блокчейн, предиктивная аналитика и т. д.
На наш взгляд, потенциально строить интеллектуальное предприятие могут все компании, перешедшие на новую платформу SAP S4/HANA — цифровое ядро, основа будущего интеллектуального предприятия. В России их уже более 30. К примеру, «Металлоинвест», «Крастцветмет», АСГ, «Валента Фарм», «Аэроэкспресс» и другие.
— На вопрос “Ъ” о прогнозах по развитию IT-отрасли в 2019 году и точках роста ваш коллега из «Ланита» Филипп Генс ответил, что будут развиваться и интеграция, и консалтинг — то, что связано с реализацией программы «Цифровая экономика» и цифровизацией бизнеса. Согласны с ним? Какими вам видятся тренды и точки роста рынка в 2019 году?
— Согласен. На мой взгляд, это очень мощное сочетание, при успешной реализации может трансформировать целые отрасли: телеком, ритейл, банки. Говоря о трендах, я бы еще выделил облака. Уже несколько лет мы фиксируем трехзначный рост направления. Еще одной из заметных тенденций на рынке стало формирование нового типа экосистем: на базе новых технологий создаются маркетплейсы, более жизнестойкие бизнес-взаимодействия. У нас как раз есть все инструменты для реализации таких экосистем.
— Среди ваших партнеров в России — крупнейшие участники рынка, такие как «Ростелеком», «Яндекс», «Лаборатория Касперского». Как продвигаются технологические партнерства SAP c российскими компаниями? Какие совместные проекты вы делаете с ними и другими игроками, что из этого можете особо выделить?
— Со всеми этими клиентами мы продолжаем проекты, динамика разная.
Сейчас мы поменяли формат, открываем с клиентами совместные лаборатории. С НЛМК мы создали первую в мире систему 3D-позиционирования сотрудников в условиях производственного объекта — агрегата непрерывного горячего цинкования. Сейчас еще с несколькими клиентами обсуждаем открытие лабораторий, в том числе для работы над сценариями «цифровых двойников».
— SAP выводит российские разработки на глобальный рынок через свой глобальный прайс-лист. Какие из этих разработок наиболее значимы и важны для SAP, какие успехи у них на мировом рынке?
— По данным IMD World Digital Competitiveness, Россия сейчас занимает 42-е место в мировом рейтинге цифровизации, доля цифровой экономики в ВВП России — 3%. Но у страны есть потенциал, сохранилась прекрасная матшкола. Наши сильные стороны — аналитика, решения для кибербезопасности. Эти направления как раз критически важны для развития Индустрии 4.0. У российских компаний есть решения в основных отраслях, например нефтянке. Мы внесли в свой глобальный прайс-лист первое российское решение — UFAM — после их перехода на нашу платформу.
Оно востребовано в России и СНГ, ведутся переговоры в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке. У нас есть еще предложения и идеи о том, как можно продвигать российское ПО за рубеж. Сейчас мы ведем переговоры с еще несколькими компаниями, которые также хотели бы попасть в наш прайс-лист.
— Если не ошибаюсь, в России работает центр интернета вещей SAP, который занимается сценариями для внедрения IoT для нашей страны. Какие сценарии вы уже внедрили? Какие — в планах?
— Да, в 2016 году был открыт Центр интернета вещей в московском офисе SAP Labs. Главная задача — разработка сценариев для различных отраслей: промышленной и сырьевой индустрии, сельского хозяйства и животноводства, транспорта и многих других. Мы активно работаем с клиентами. Одна из крупнейших сельскохозяйственных компаний в России уже использует наш мониторинг данных на всех этапах: от посева и выращивания культур до их сбора, а также для контроля за расходом горючего и химикатов.
— О каком объеме инвестиций SAP в российский рынок может идти речь за год?
— SAP — один из немногих мировых вендоров, которые вне зависимости от политических изменений продолжают инвестировать в российскую экосистему, и инвестиции эти измеряются миллионами евро. В прошлом году мы открыли Центр цифрового лидерства, инвестиции в его строительство составили €20 млн. На обучение партнеров в прошлом году потрачено около €3 млн.
— Власти провозгласили курс на построение цифровой экономики, принята соответствующая национальная программа. Насколько масштабным является сотрудничество SAP с российским государством в этой истории?
— Сейчас мы «цифровой акселератор» для российского бизнеса, мостик в единую мировую цифровую экономику.
Одной из важных инициатив мы считаем GRID — совместную инициативу по цифровизации российской экономики. В рамках проекта мы участвуем в экспертных группах и ассоциациях, разрабатываем новые решения и адаптируем концепцию Индустрии 4.0 под специфику бизнеса в России.