IPO Uber «бьет рекорды»
Почему самое ожидаемое размещение года оказалось провальным
Акции Uber продолжают падать — IPO компании может стать худшим в истории Нью-Йоркской фондовой биржи. Второй день торгов после размещения тоже оказался неудачным: бумаги агрегатора торгуются в районе $39 за штуку. Хотя после IPO 10 мая их оценивали в $45. Что может спасти Uber в этой ситуации? С подробностями — Иван Корякин.
IPO компании Uber побило как минимум один рекорд — оно стало крупнейшим за последние пять лет, и близится ко второму — размещение может стать худшим в истории Нью-Йоркской фондовой биржи. 10 мая акции подешевели с $45 за штуку до $41. 13 мая — второй день торгов — бумаги потеряли еще несколько долларов. Перспективы собрать 1 млрд капитализации растворились. Но ничего удивительного, ведь Uber — убыточный бизнес, говорит президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган: «Можно раздуть любой хайп, но все равно люди видят реальное положение дел. Не так давно не слишком удачно прошло первичное размещение акций сервиса такси Lyft — это тоже убыточный бизнес. Сегодня его котировки значительно ниже цены размещения. После этого выходит Uber.
Мы не ждали чудес, поэтому ни одному своему клиенту не порекомендовал войти в это IPO, ведь компания в огромных убытках».
Менеджеры Uber, впрочем, ждали лучших результатов — они еще спорили, кто займет место на балконе Нью-Йоркской биржи в день IPO. Но после того как в первый день инвесторы потеряли $617 млн, генеральный директор компании Дара Хосровшахи признал, что могло быть и лучше. Он отметил, что успех лучше оценивать не по итогам нескольких дней, а трех-пяти лет. Перспективы на такой срок туманны: ситуацию осложняет и репутация Uber, говорит эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский: «Профессия таксиста традиционно является кормушкой для новых эмигрантов. И в Европе, например, ситуация с этим весьма острая. Если компания чем-то неугодна, пример Facebook доказывает, что докопаться можно до чего угодно. Uber является нежелательным — это компания, которую не любят».
С другой стороны, Uber — социальный проект: такси стало дешевле и доступнее, а большое количество людей получило возможность зарабатывать, так что будущее у компании однозначно есть. Но только уж слишком сильно оно зависит от внешних факторов, считает управляющий партнер инвестиционной компании RMG Partners Алексей Горячев.
Зато у компании много проектов — это и беспилотники, и летающие автомобили. И, по словам, менеджеров Uber, они нашли инвесторов, готовых долго ждать, пока наступит будущее. Но и здесь компания рискует попасть в ловушку: если на дорогах появятся самоуправляемые машины, что будут делать таксисты, которые останутся без работы? Уж точно не радовать инвесторов.
Всего Uber разместил 180 млн акций, на чем он привлек чуть более $8 млрд. Капитализация составила 76 млрд — это меньше, чем ожидали менеджеры компании.