На авторынок обрушился японский год
Продажи упали из-за финансового календаря и исчерпания господдержки
Авторынок смог выйти в плюс лишь на месяц после первого за два года падения в феврале и вернулся к отрицательным значениям в апреле из-за фейковых продаж в преддверии закрытия финансового года японских концернов и сокращения господдержки спроса, считают эксперты. Как узнал “Ъ”, часть банков уже перестала предоставлять автокредиты с господдержкой, а средства по программе в целом будут исчерпаны в ближайшие недели. На этом фоне, а также из-за длинных майских праздников и близящегося летнего сезона продажи машин вернутся к росту не раньше осени, полагают на рынке.
Господдержка спроса на авторынке оказалась слишком скромной и направленной на слишком узкий сегмент автомобилей, чтобы поддержать продажи, полагают на авторынке, в плюс рынок вернется не скоро. Как сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в апреле упали на 2,7%, до 148,3 тыс. штук. Это второе за год падение рынка — в феврале впервые почти за два года автопродажи сократились на 3,6%, до 128,4 тыс. штук.
Господдержка не была рассчитана на весь рынок и сыграла лишь в пользу основных бенефициаров в бюджетном сегменте, говорит Сергей Удалов из «Автостата». Он отмечает, что сегодня по госпрограммам выбран фактически весь объем финансирования. Программы льготного кредитования («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль») были запущены с 1 марта, по данным Минпромторга, за месяц с господдержкой было реализовано 12,9% от общего числа проданных в марте автомобилей (19,4 тыс. штук). Но в 2019 году финансирование программ было сокращено, а из-за снижения максимальной стоимости автомобиля, который можно купить по льготному кредиту, машины ряда автоконцернов не вошли в программы.
По словам источников “Ъ” на авторынке и в финансовом секторе, хотя официально программы не приостановлены, средства господдержки уже исчерпаны.
Глава дилера «Автоспеццентр» Денис Петрунин говорит, что бюджет, выделенный на реализацию программы в этом году, был исчерпан слишком рано. В апреле эффект от программ фактически сошел на нет, отмечает директор по развитию автодилера «Рольф» Владимир Мирошников, и в их отсутствие рынок вновь пошел вниз на фоне продолжающегося повышения цен на новые автомобили.
В «Уралсибе» “Ъ” сказали, что за первый месяц действия госпрограмм было выдано около 70% автокредитов и на сегодняшний день выделенные лимиты исчерпаны. При этом источники “Ъ” отмечают, что ряд банков в конце апреля приостановили выдачу автокредитов с господдержкой, но 7 мая возобновили их оформление. Один из них полагает, что средства в любом случае будут исчерпаны в ближайшие недели. В ВТБ, Сетелем-банке и Русфинанс-банке “Ъ” сказали, что продолжают предоставлять такие кредиты. В ВТБ уточнили, что за март—апрель банк провел более 5 тыс. сделок на сумму 2,3 млрд руб. В Минпромторге “Ъ” не ответили.
В апреле на отрицательную динамику сильно повлияли Ford, Nissan и Ravon, говорит глава агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, «американцы уходят с рынка, у Nissan в прошлом месяце начался новый финансовый год, соответственно, дилеры стремились в марте показать хорошие результаты, а автомобили Ravon уже почти год не продаются в стране». На рынке отмечают, что искусственное завышение мартовских продаж наблюдалось у многих автоконцернов в преддверии окончания финансового года, в основном речь идет о японских концернах, уточняет глава ГК «Башавтоком» Евгений Астафуров. Глава РОАД Олег Мосеев отмечает, что сейчас идет перераспределение этих объемов, машины, которые реально были проданы в апреле или же до сих пор стоят на стоке, формально были включены в статистику еще месяцем ранее.
Кумулятивные продажи в первом квартале были почти на уровне 2018 года, но достигнуты значительно большим усилием, так как покупательский спрос пока отстает от темпа, заданного год назад, добавляет Евгений Астафуров, и апрель же показал, что на рост рынка рассчитывать не стоит. В мае продажи просядут еще сильнее, ожидают на рынке. Сергей Удалов отмечает, что этому способствуют длинные каникулы, которые клиенты традиционно используют для отдыха, а не для покупок.
В плюс продажи могут выйти осенью, полагают Сергей Удалов и Владимир Мирошников, если будут запущены ориентированные на более широкий круг автопроизводителей госпрограммы или же новые программы автоконцернов. Большой потенциал роста спроса господин Удалов видит в развитии финансовых продуктов концернами, в том числе программ trade-in и buyback. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что 2018 год начинался более оптимистично, сейчас же ухудшаются потребительские настроения, выросли цены на автомобили (за счет повышения НДС до 20% и инфляции), снижается покупательная способность, растет стоимость автокредитов.
В «Авилоне» считают, что в ближайшие полгода показатели продаж российского авторынка будут колебаться в диапазоне от минус 10% до незначительного роста плюс 5%.
Сергей Удалов и Денис Петрунин ожидают сохранения продаж на уровне 2018 года или же падения вплоть до минус 5%. Владимир Мирошников ожидает, что в 2019 году автопродажи останутся на уровне 2018 года. В РОАД ожидают роста рынка на 3%, а АЕБ — на 3,6%.