«Россия с неба»
Немецкие тележурналисты увидели Россию с высоты птичьего полета. Восхитившись ее красотой, они заставили восхититься и нас — зрителей. О создании фильма корреспонденту «Д» Дарье Болль-Палиевской рассказал его режиссер Фредди Реккенхаус.
В Германии пятисерийный документальный фильм «Россия с неба» посмотрели 30 млн телезрителей. В России в апреле 90-минутная версия открыла международный фестиваль документальных фильмов «ДОкер».
«Визуальная поэзия», «шедевр», «амбициозная работа», «уникальный проект» — немецкие и российские кинокритики как будто соревновались друг с другом в раздаче восхищенных эпитетов документальной ленте. Девять месяцев подготовительных работ, девять месяцев съемок, 600 часов пленки, тысячи километров полетов на вертолетах — в итоге получился поистине грандиозный проект. Фильм Петры Хефер и Фредди Реккенхауса «Россия с неба» показывает самую большую страну в мире с воздуха, но при этом не теряя из виду людей. Сочи на берегу Черного моря и сибирские леса, ледяные пустыни Севера и Кавказские горы, мегаполисы Москва и Санкт-Петербург и бесконечная тайга — авторам удалось показать многогранную Россию во всем ее природном богатстве с захватывающей дух перспективы. «И при виде этой красоты я вспоминаю: разве мы живем на для того, чтобы любить, просто быть?» — говорит в своем хите «Полет» немецкий рэпер Сидо. Кажется, эти слова стали девизом фильма о России.
— Как к вам пришла идея проекта? Вы уже бывали в России раньше?
— Для двухсерийного фильма «Перелетные птицы» мы уже снимали в России, в основном на Ладожском озере и на острове Колгуев в Баренцевом море. Тогда к нам и пришла идея показать Россию сверху. В Германии есть много фильмов о России, мы даже уже заглядывали к русским на кухню и видели, как они готовят борщ, а вот самую большую страну на земле с высоты птичьего полета не показывал еще никто. Несмотря на весь энтузиазм, в немецкой прессе приходилось читать и обвинение в том, что наш фильм «воздерживается от политических комментариев».
— И еще немецкие журналисты всегда отмечают, что вы сотрудничали с «Газпромом».
— Мы связались с «Газпромом», показали им наш документальный фильм «Германия с неба» и сказали, что мы хотим снять такой же фильм о России. Они довольно быстро отреагировали: «Отлично! Давайте!» Так возникла необычная кооперация между телеканалами ZDF, ARTE и «Газпром-медиа». Знаете, тут можно быть как угодно критически настроенным, но в нашем фильме вы не увидите никакого политического влияния извне, потому что его просто не было. Мы снимали научно-популярный и исторический фильм. Не каждый репортаж, касающейся России, должен обсуждать текущую политическую ситуацию. Знаете, когда Би-би-си снимает документальный фильм о дикой природе в Танзании или Уганде, они тоже не освещают политическую ситуацию в этих странах. По-моему, должна быть возможность снимать документальное кино о природе России, не говоря при этом о Владимире Путине. К сожалению, это стало своего рода рефлексом среди немецких журналистов: если вы что-то снимаете о России, вы автоматически должны делать политическую и по возможности критическую передачу.
— Вы провели почти девять месяцев в России. Понимаете теперь нашу страну?
— Говорят, что между немцами и русскими существуют якобы большие межкультурные различия, а мне показалось, что мы очень похожи. С одной стороны, русские в положительном смысле особенные, но с другой стороны, такие же, как мы. Кроме того, я думаю, что ландшафты очень сильно формируют людей. В Германии это тоже так: жители побережья отличаются от людей в горах. Одна российская зрительница сказала после премьеры: она почувствовала, что создатели фильма испытывают глубокое уважение к россиянам. И это правда! Например, в местечке Тикси в Якутии на арктическом побережье в полной глуши люди просто живут и умудряются наслаждаться жизнью. К таким людям можно испытывать только уважение!
— Вы действительно видели всю страну. У вас появилось в ней любимое место?
— Наверное, это дельта Волги. Камчатка тоже захватывающе красива. А из городов я бы выбрал Казань. Хотя, конечно, Москва и Санкт-Петербург — совершенно особенные города. В нашей съемочной группе была австралийская коллега, так она сказала, что Москва — самый красивый город в мире.
— Примите соболезнования: во время работы над фильмом ваша жена и соавтор Петра Хефер неожиданно скончалась…
— Это произошло как раз перед тем, как мы собирались лететь на Камчатку. Петра не могла дождаться этой командировки, мечтала о камчатских ландшафтах и медведях. То, что там удалось завершить фильм без нее,— это настоящее чудо. Он посвящен Петре. Если бы она была с нами, весь проект стал бы еще лучше. Может быть, из-за того, что случилось, от фильма веет меланхолией…
— Как ваш фильм был воспринят в России?
— Пока мы получили только положительные отзывы. Ведь россияне еще никогда не видели свою страну с такой перспективы и даже не осознают, как она разнообразна и величественно прекрасна.