Сайентолог признал вину
и вышел из СИЗО под домашний арест
Как стало известно “Ъ-СПб”, главный бухгалтер «Сайентологической церкви Санкт-Петербурга» Сахиб Алиев, обвиняемый в организации экстремистского сообщества, незаконном предпринимательстве и унижении человеческого достоинства, признал вину. Городской суд Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении ходатайства следствия о продлении срока его содержания под стражей, изменив меру пресечения на домашний арест. Остальные фигуранты своей вины не признают.
Как сообщили в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, городской суд продлил срок содержания под стражей руководителю и духовному лидеру «Сайентологической церкви Санкт-Петербурга» Ивану Мацицкому и домашний арест юристу организации Констанции Есаулковой до 18 августа для ознакомления с материалами уголовного дела. Главному бухгалтеру Сахибу Алиеву меру пресечения изменили на домашний арест, несмотря на ходатайство следствия о продлении срока содержания под стражей. Осенью 2017 года ему уже изменяли меру на более мягкую, однако позднее горсуд счел это незаконным.
На заседании адвокаты Сахиба Алиева заявили, что их подзащитный признал вину, а потому доводы о возможных угрозах участникам уголовного процесса с его стороны отпали, следует из постановления об изменении меры пресечения. Напомним, что Сахиб Алиев, по версии следствия, отвечал за получение денег от противоправной деятельности, за финансовое обеспечение деятельности сообщества и легализовал полученные преступным путем доходы. С момента задержания в июне 2017 года ни Сахиб Алиев, ни другие фигуранты своей вины не признавали. Сейчас свою позицию главный бухгалтер изменил. Его защита от любых комментариев по делу отказалась.
Пятерых сайентологов обвиняют в том, что они под видом религиозной деятельности занимались предпринимательством. По версии следствия, за четыре года — с 2012 по 2016 — они заработали более 417 млн рублей. Фигурантам, в зависимости от их роли в предполагаемой преступной деятельности, предъявлены обвинения в незаконном предпринимательстве, совершенном организованной группой (п. «а», «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ), возбуждении ненависти либо вражды (п. «в» ч. 2. ст. 282 УК РФ) и организации экстремистского сообщества и участии в нем (ч. 1, ч. 2. ст. 282.1 УК РФ). Иван Мацицкий, по версии следствия, выступал руководителем сообщества, Анастасия Терентьева формировала среди членов сообщества негативные идеологические установки и инструктировала подчиненных перед следственными действиями, Галина Шуринова координировала эту деятельность, Констанция Есаулкова разрабатывала схемы сокрытия противоправной деятельности.
Адвокат Ивана Мацицкого Евгений Тонков пояснил “Ъ-СПб”, что следует отличать признание вины от признания некоторых фактов. По его словам, есть очевидные события, к которым относятся проведение некоторых транзакций и вынесение этических приказов: «Признание этих фактов не представляет никакой опасности для обвиняемых, впоследствии их нужно будет объяснять суду: их оценка адвокатами и следствием не всегда совпадает. Но говорить о вине следует с осторожностью, поскольку это психологическое отношение к содеянному». Господин Тонков также отметил, что говорить о признании некоторых фактов (например, следование сайентологическому вероучению и соблюдение канонов веры) можно в отношении всех фигурантов.
Как завершилось расследование уголовного дела пятерых руководителей «Сайентологической церкви Санкт-Петербурга»
Следственная служба регионального управления Федеральной службы безопасности (ФСБ) России предъявила им обвинение в организации экстремистского сообщества, в возбуждении ненависти либо вражды и незаконном предпринимательстве.