Коидзуми, сын Коидзуми
Второй по популярности политик в Японии — сын противника сближения с РФ
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ восстановил свою популярность и, скорее всего, досидит до конца своего третьего срока. Это следует из результатов опроса газеты Nikkei. Политика поддерживают 55% опрошенных. На втором месте Синдзиро Коидзуми — сын бывшего премьер-министра, отличавшегося сильной проамериканской ориентацией и жесткой политикой в отношении РФ. Его гипотетическое избрание на пост главы правительства страны, скорее всего, повредит переговорам по территориальной проблеме, но совершенно не обязательно ударит по экономическим связям двух стран.
По данным опроса Nikkei, с марта поддержка Синдзо Абэ выросла на 7% и достигла 55%, наивысшего за долгое время показателя. Аналогичные данные приводят и другие соцслужбы. На втором месте (24,4% голосов) находится Синдзиро Коидзуми, сын премьер-министра страны в 2001–2006 годах Дзюнъитиро Коидзуми. В настоящий момент господину Абэ ничего не угрожает: он может оставаться у власти до 2021 года, но японская политика переменчива. К примеру, в 2010 году рейтинг премьер-министра Юкио Хатоямы упал с 70% до 18% в течение десяти дней, после чего политик был вынужден покинуть свой пост.
38-летнего сына Коидзуми-старшего давно называют одним из наиболее вероятных кандидатов на должность следующего премьера. Он популярен в народе и имеет репутацию продолжателя успешной политической династии. Против него, по мнению завкафедрой востоковедения МГИМО МИД РФ Дмитрия Стрельцова, работает то, что он молод. «Выдвижение Синдзиро Коидзуми означало бы, что вниманием обошли многих политиков старшего поколения, отдавших все силы на укрепление Либерально-демократической партии»,— сообщил эксперт “Ъ”.
Судя по выступлениям Коидзуми-младшего, в политическом плане он выступает наследником своего отца, отличавшегося проамериканской ориентацией. 3 мая, выступая в американском Центре стратегических и международных исследований, молодой политик заявил: вся его жизнь связана с США. Он родился в Йокосуке (городе, где расположена единственная за пределами США американская военная база, способная принимать авианосцы), все детство играл в бейсбол, затем поехал в США учиться и вот, наконец, стал политиком, чтобы продолжить линию Коидзуми-старшего — укреплять альянс Токио и Вашингтона. Своими внешнеполитическими приоритетами помимо этого он назвал «поиск более тесного взаимодействия с другими демократиями» и «поиск глобальных проблем, в решении которых Япония может играть большую роль».
Впрочем, молодой политик всегда подчеркивает, что главными вызовами, стоящими перед Японией, он считает внутриполитические проблемы — старение населения, медленный рост экономики и «культуру, основанную на консенсусе», препятствующую конкурентности в экономике и политике. Больше всего господина Коидзуми волнует вопрос демографии: к 2060 году население Японии при сохранении нынешнего тренда сократится на треть, к 2100 году — вполовину. Выход он видит в еще большем увеличении экспорта, повышении пенсионного возраста, вовлечении женщин в экономику, привлечении мигрантов из-за рубежа. «Японии нужно измениться и сделать это быстро, иначе будет слишком поздно,— заявил политик в интервью Bloomberg на прошлой неделе.— У наших граждан нет ощущения кризиса, а он надвигается на нас».
Ключевой для России вопрос — сохранится ли начатая премьером Синдзо Абэ политика сближения с Россией в случае, если господин Коидзуми придет к власти. Сам политик пока никак этот вопрос не комментировал. По мнению Дмитрия Стрельцова, шансов на это немного. «В Японии принято наследовать политическую линию отца, а Коидзуми-старший отнюдь не был сторонником компромиссов с Москвой по территориальному вопросу,— сообщил собеседник “Ъ”.— Впрочем, он был в первую очередь прагматиком, и сотрудничество в период его правления отнюдь не сворачивалось». Эксперт напомнил, что в 2003 году при Дзюнъитиро Коидзуми был принят «Российско-японский план действий» и активно развивались экономические связи двух стран.
Высокопоставленный источник “Ъ” в дипломатических кругах РФ сообщил, что Москва допускает возможность отказа от политики сближения при любом японском премьере после Синдзо Абэ. Проблемы же при избрании Коидзуми-младшего собеседник “Ъ” оценил как решаемые: по его словам, вряд ли они будут больше, чем при отце молодого политика.