Пристегните ремни
Александр Габуев о новом раунде торговой войны США и Китая
Еще недавно казалось, что торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира подходит к концу и США с Китаем наконец-то подпишут «сделку века». Напрасно. Причины нового обострения — острая борьба внутри администрации Дональда Трампа, а заодно приближающиеся президентские выборы в США.
Перед переговорами 12 мая китайцы прислали очередной промежуточный вариант соглашения, из которого выкинули многие важные для США положения о защите интеллектуальной собственности и прекращении субсидий своих компаний в обход норм ВТО. Все, кто хоть раз в жизни вел переговоры с китайцами, знают, что это их обычная переговорная практика. Но конкуренты главы Минфина США Стивена Мнучина за влияние — торгпред Роберт Лайтхайзер и советник президента Питер Наварро — показали Дональду Трампу этот текст, и разгневанный президент взялся за телефон. Появились твиты о повышении пошлин на китайские товары, Пекин не замедлил с ответом.
Ситуация откатилась к ноябрю 2018 года: Китай и США имеют на руках более детальный черновик соглашения, но по ключевым деталям по-прежнему не сходятся. Опыт прошлого года показал, что ничего совсем уж страшного в торговой войне нет, так что и Пекин, и Вашингтон продолжают игру: США бьют по кластеру экспортно ориентированных предприятий на юге Китая, которые напоминают гигантское Пикалево — чуть что, и миллионы безработных выйдут на улицы. Пекин парирует пошлинами по экспортерам из тех штатов, которые так важны для Дональда Трампа на выборах в следующем году.
Проблема в том, что президент Трамп, как рассказывают мои вашингтонские собеседники, хочет заключить сделку поближе к выборам, чтобы избиратель это запомнил. А заодно не хочет дать повод демократам обвинить его в подписании «плохой» для США сделки. Китай же хочет окончить войну как можно скорее, но не может публично потерять лицо, согласившись на уступки под давлением. А заодно не собирается отдавать Америке контроль над своей промышленной политикой. У Пекина пока есть возможность заливать проблему деньгами, раскручивая спираль инфраструктурного строительства на средства госбанков.
Так что в ближайший месяц до очередного саммита G20, когда господа Трамп и Си вновь встретятся, две крупнейшие экономики продолжат лихо палить друг в друга. При этом торговый конфликт развивается на фоне технологической войны, которая не закончится, даже если стороны подпишут торговое соглашение.
Небольшие выгоды для России вроде возможности продать в Китай чуть больше газа или сельхозпродукции вряд ли компенсируют риски и непредсказуемость, которые возникают из-за конфликта двух экономических гигантов. Остается покрепче пристегнуть ремни.