Осторожно, двери открываются
В Ижевске хотят создать единую транспортную компанию на основе ИжГЭТ и ИПОПАТ
В Ижевске планируется создать единую транспортную систему на основе АО ИПОПАТ и МУП ИжГЭТ. Как сообщил глава Удмуртии Александр Бречалов, проект в настоящее время в высокой степени проработки. Механизм объединения частной компании, занимающейся автобусными перевозками, и муниципального предприятия, управляющего маршрутной сетью трамваев и троллейбусов, он не назвал, но ранее руководство Ижевска не исключало вариант концессии. Эксперты называют привлечение частника рискованной затеей, которая может обернуться закрытием нерентабельных, но социально значимых маршрутов. Сам проект они затрудняются оценить, так как пока неизвестны условия возможного объединения.
Глава Удмуртии Александр Бречалов заявил, что в настоящее время прорабатываются варианты создания единой транспортной системы Ижевска. Основную долю на рынке автобусных перевозок в столице Удмуртии занимает находящееся в частной собственности АО ИПОПАТ, которое, как ожидается, и выступит в качестве инвестора. Городские троллейбусы и трамваи находятся в ведении муниципального предприятия ИжГЭТ.
«У нас есть инициатива все это объединить в одну компанию. Тогда будет необходимо делать аудит маршрутной сети. То есть на некоторых направлениях, например, нужен троллейбус, а на других не нужен большой автобус, а нужна "Газель". Аудит поможет рассчитать четкий трафик и запрос на то или иное транспортное средство. Есть маршруты, которые не столь выгодны для перевозчиков, но там живут люди, и мы должны осуществлять перевозки»,— заявил господин Бречалов журналистам 15 мая. Господин Бречалов выразил мнение, что за счет высокомаржинальных направлений в целом объединенное предприятие будет доходным.
АО ИПОПАТ, по данным СПАРК-Интерфакс в 2017 году показало чистую прибыль 31,1 млн руб. при выручке 1,6 млрд руб. ИжГЭТ традиционно остается убыточным предприятием, причем, как докладывал 25 апреля глава Ижевска Олег Бекмеметьев, по итогам 2018 года оно показало самый большой убыток среди всех городских МУПов - 50,67 млн руб. Это самый худший результат ИжГЭТ последние пять лет. Господин Бекмеметьев тогда сообщил, что городские власти намерены разработать проект с рабочим названием «инфраструктурная трансформация общественного транспорта». Он пояснил, что создана рабочая группа для анализа работы предприятия. «Естественно нельзя мириться и с такими убытками. Необходимо провести какие-то оптимизационные работы с нашим предприятием, которые позволили бы, не зарабатывая прибыль на перевозках, тем не менее сделать работу предприятия более эффективной и уйти из зоны убытков»,— сказал глава города.
АО ИПОПАТ до 2011 года находилось в республиканской собственности. К концу 2012 года 100% акции были консолидированы ООО «Центртранссервис». Впоследствии новым собственником предприятия стало ООО «Региональная транспортная компания», принадлежавшее до января 2018 году Виктору Хорошавцеву. Контроль над компанией перешел Максиму Агашину. В апреле 2019 года РТК прекратила существование в результате присоединения к АО ИПОПАТ. Одновременно к нему было присоединено АО «Удмуртавтотранс», являющееся крупнейшим автобусным перевозчиком на междугородных маршрутах в Удмуртии, а также на городских маршрутах в Глазове, Воткинске, Сарапуле и Можге.
Господин Бекмеметьев допустил, что может быть привлечен внешний инвестор на условиях концессии, но прорабатываются разные модели дальнейшего развития городского электротранспорта.«Мы предложили инвестору существенный объем инвестиций, чтобы уже в 2020 году на основных маршрутах заменить подвижной состав троллейбусов и трамваев. При этом мы недопустим, это будет прописано в соглашении, вольной трактовки цен на проезд»,— заявил господин Бречалов 15 мая.
Ранее генеральный директор Корпорации развития Удмуртии Константин Сунцов говорил о возможной сумме инвестиций в систему городского электрического транспорта — от 800 млн руб., при этом он отказывался называть инвестора.
Глава Удмуртии добавил, что задача республиканских властей не допустить вывода активов, в которых есть заинтересованность с точки зрения исполнения социальных функций. «Чтобы это не получилось как с "Удмуртавтотрансом", который сначала накачали ликвидными активами, а потом продали дешевле, это должно быть под контролем государства, в частности республики, чтобы не получилось так, что на одном рынке транспортных перевозок вкусное забрал частник, а с этим "консервами" — трамваями и троллейбусами, которые у нас ездят, пусть город разбирается»,— отметил господин Бречалов, напомнив о высокой степени износа городского электрического транспорта.
Даже если не удастся привлечь инвестора, маршрутную сеть Ижевска в любом случае ждет реформа, добавил он.
Пресс-секретарь ИПОПАТ не ответила на звонок корреспондента “Ъ-Удмуртия”, директор ИжГЭТ Андрей Батов отказался от комментариев.
Эксперты отмечают, что пока не представлена четкая финансовая модель возможного объединения, сложно оценивать ее реалистичность. «Тут особо нечего комментировать, т.к. нет конкретики. Надо точно знать — на каких условиях предполагается это сделать, и какую, конкретно, пользу это принесёт жителям Ижевска»,— говорит заместитель председателя постоянной комиссии городской думы Ижевска по вопросам развития территории, градостроительства, землеустройства и экологии Дмитрий Юданов.
Член фракции КПРФ в гордуме Ижевска Андрей Зюзин не видит целесообразности в таком объединении и называет привлечение частника к управлению муниципальным транспортным предприятием рискованным. «Мне непонятно, с какой целью вообще хотят объединить ИПОПАТ и ИжГЭТ. У меня есть опасения, что при объединении нерентабельные маршруты они будут закрывать, хотя в них все равно имеется потребность у горожан. С убытками ИжГЭТ нужно разбираться, посмотреть, в чем причина. Возможно, это происходит и из-за необходимости перевозить льготников, за которых город не вовремя рассчитывается. Муниципальное предприятие в этом плане относится достаточно толерантнок задержкам платежей со стороны бюджета, частник этого терпеть не будет»,— считает господин Зюзин.