Автомобилистам предложили поберечь дороги

Зачем инженеры хотят замедлить водителей в зимний сезон

Российским автомобилистам предлагают медленнее ездить зимой — это улучшит экологию и снизит изношенность дорог, считают специалисты Российского дорожно-научно-исследовательского института.

Фото: Игорь Черников, Коммерсантъ

Если скорость движения автомобилистов удастся снизить, то расходы на ремонт дорог могут сократиться минимум в полтора раза, рассказал «Коммерсантъ FM» один из авторов исследования, заведующий кафедрой «Автомобильные дороги» Российского университета транспорта Николай Лушников: «Ущерб от износа дорожных покрытий, который несет сегодня государство, по данным исследований, уже проведенных в нашей стране, составляет примерно 220 млрд руб. Представьте, какая колоссальная сумма ежегодно тратится на восстановление дорог. В связи с этим нами предлагается комплекс мероприятий, который позволит на первом этапе снизить эту цифру, по крайней мере, в полтора раза.

Это означает экономию в 50 млрд руб., может быть, 70 млрд руб. в год.

Это первое. Кроме того, речь идет о загрязнении атмосферного воздуха продуктами так называемой износной пыли. После изменения скоростного режима экологическая обстановка тоже улучшится».

Как именно нужно снизить скорость, исследователи пока не рассчитали. Сейчас ограничение скорости для автомобилей зимой действует в странах Северной Европы, и там практику признали успешной. Однако есть и другие способы уменьшить ущерб дорожному полотну и экологии, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин: «Это выглядит очень легкомысленно, не с того начали. Эта проблема действительно существует и влияет на экологию. Более того, я когда-то проводил расчет относительно того, сколько частиц выбрасывается в атмосферу из-за выбивания шипами элементов покрытия.

Но здесь подход к решению проблемы довольно странный.

Согласно нашим стандартам, можно использовать автомобильные шипы размером и весом гораздо большим, чем принято в северных странах Европы. Вот с этого надо начать. Простейшая вещь — надо поменять ГОСТ, касающийся шипованной резины».

Вопросы к исследователям возникли и в московской Торгово-промышленной палате. Так, председатель комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко считает, что предложение ученых может негативно сказаться на трафике: «Много вопросов сразу в голову приходит. Как именно нужно изменить скорость? И даст ли это какой-то результат? Кто будет контролировать, на шипованной резине автомобиль едет или нет, и как это будет происходить? Второй момент — шипованная резина явно безопаснее, чем нешипованная, то есть мы будем платить безопасностью за сохранность дорожного покрытия. Кроме того, снижение скорости движения транспорта никак не улучшит дорожную обстановку в части пробок, это точно».

Менее радикально с загрязнением воздуха предлагают бороться в президентском Совете по правам человека — там уже выработали рекомендации для столичных регионов и отправили главе государства. В документе, в частности, предлагается запретить въезд машин с двигателем низкого экологического класса на некоторые территории Москвы и Петербурга, а нарушителей предполагается штрафовать.

Юлия Жданова

Вся лента