Правила столкновения
Мария Сидельникова о дерзости Сlash de Cartier
Большим ювелирно-часовым домам, делающим ставку на традиции, наследие и мастерство, заигрывать с днем сегодняшним и его риторикой вроде как не с руки. Но быстрый новый век меняет маркетинговые стратегии даже самых почтенных долгожителей Вандомской площади. Cartier позволяет себе что-нибудь этакое редко, но очень метко.
Коллекция Clash de Cartier, с помпой представленная в Париже в начале апреля, метит в новые бестселлеры марки. Для любви есть линии Love и Trinity, для страсти — Panthere, для молодости — Juste un clou. К слову, минималистскому браслету-гвоздю, который придумал для Cartier дизайнер Альдо Чипулло в разгар клубных 1970-х в Нью-Йорке, скоро уже полвека исполнится, а он все тот же дерзкий ювелирный аксессуар, с которым можно не расставаться ни днем, ни ночью. В 2012 году «всего лишь гвоздь» был выпущен отдельной коллекцией и дополнен мужскими запонками и пиджачными булавками (хотя мужской нрав украшений чувствовался и без дополнений). Это был решительный шаг Cartier в сторону унисекса. В Clash de Cartier все гораздо однозначнее: здесь совершенно нет места гендерным стереотипам и предрассудкам. Это коллекция универсальных, комфортных украшений, рассчитанных на молодых и дерзких независимо от их пола, социального статуса и национальности. Напомним, смешивать культуры и исторические контексты завещал великий основатель дома Луи Картье.
Хулиганский вид новых украшений — умелая маскировка. На поверку «шипы» оказываются совершенно не колючими, бусины — мобильными (все конструкции подвижны, хотя со стороны выглядят монументальными скульптурами), а их современная внешность, если повнимательнее приглядеться к 170-летней истории французского дома,— не что иное, как отражение его наследия. На конусах, бусинах и шипах — ключевых элементах ювелирного дизайна марки — выросла не одна коллекция Cartier. В Clash de Cartier — а в коллекции 15 наименований (представлены серьги-кольца, просто серьги, браслеты и ожерелья) — их решили столкнуть так, чтобы, с одной стороны, элегантно и изящно, с другой — эксцентрично и решительно.
Дерзкие формы появились у Cartier еще в 1930-х. Легендарный арт-директор дома Жанна Туссен вошла в историю не только как автор «пантеры», ставшей символом и синонимом Cartier, но и как смелый экспериментатор с формами и объемами. Она сочетала то, что тогда казалось совершенно несочетаемым,— золото с кораллами и аквамаринами, например. И от этих искусных комбинаций до сих пор захватывает дух. Впрочем, тема комбинаций получила развитие: если в конце 1940-х бусины собирались на кольце рубиновой гроздью, то сейчас перемежаются золотыми шипами и красными коралловыми шарами.
Лицом Clash de Cartier стала 27-летняя актриса Кая Скоделарио, известная по молодежному сериалу «Молокососы» и фильмам «Битва титанов», «Бегущий в лабиринте» и «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». Рекламный слоган коллекции — «Двойственность в ювелирном исполнении» — это и про нее тоже. Мать Скоделарио бразильянка, отец — англичанин. С одной стороны, латиноамериканская кровь, энергия и дерзость. С другой — порода и сдержанность аристократичной Англии. Гремучая смесь: в духе времени и Clash de Cartier.